SITE SLOGAN

Последнее обновление10:04:32 AM GMT

Горячие новости:
Вы находитесь здесь: Главная В.И. Евчик Василий Евчик. Страх Господень

Василий Евчик. Страх Господень

E-mail Печать PDF

Когда мы говорим о страхе Божьем, у нас возникают ассоциации с Божьим наказанием, судом, гневом. Но страх Божий - это не страх наказания за грех или неправильные поступки, это нежелание огорчать Бога своими поступками и действиями.   Библия учит, что страх Господень – это отношения с Богом, почтение к Нему, знание Его воли и желание исполнить её. Важно понимать, что Бог больше тебя, а не ровня. Он - Святость, Величие, Могущество, твой Творец! Я наблюдаю, что сегодня в христианском мире стало много панибратства в отношении к Богу, когда люди просто требуют, чтобы Он делал по их пониманию. Но подобное – это непочтение к Богу. 

Прочитаем   Псалом 2, 11-12 стихи: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него». Для нас «радоваться с трепетом» – не очень понятное выражение, это подобно тому, чтобы одновременно улыбаться и быть в страхе. Но,  когда представляешь Бога своей жизнью, ты должен понимать, что через тебя люди видят образ Божий. Когда ты служишь Господу, молишься, помогаешь нуждающимся, ты должен делать это в страхе. Когда ты радуешься в Его присутствии, делай это в трепете,  потому что ты предстоишь перед Богом. Друзья, сегодня так часто не достает страха Божьего в наших семьях, церквях!   Когда человек имеет страх Божий, с ним можно иметь дело, он имеет будущее. Если человек не имеет Божьего страха, то убегайте от такого человека, даже если он имеет высокий духовный сан. Не стройте с ним отношений, так как вы будете разочарованы.   

Молодые братья и сестры, которые хотят выйти замуж или жениться, если ваша будущая невеста или жених имеют страх Божий, стройте отношения, они никогда не поведут вас в неправильном направлении, не будут домогаться добрачных отношений, стирать или передвигать границы (например, позволять себе целоваться, ходить за ручку, оставаться наедине). Некоторые считают, что если  человек родился в верующей семье, то имеет страх Божий. Но каждый ребенок  должен иметь  личные отношения с Богом, а некоторые дети верующих родителей вообще потеряли этот страх. Знаете, когда мы  имеем страх Божий, то будем хранить себя в границах. Это касается и женатых, и незамужних, и мужчин, и женщин. Нами должен руководить не страх, что кто-то узнает, но страх, что это знает Бог. Конечно, мы можем спрятаться от мужа, жены, друга, пастыря, начальника, но Бог знает о нас все. Если у нас есть страх Божий, мы никогда не будем злословить и поносить братьев и сестер, не будем наговаривать на них, так как понимаем, что Бог знает и то, что мы говорим в тайной комнате.  Если ты имеешь духовный сан, но у тебя нет страха Божьего, у тебя нет будущего. Бог – это всё! 

Я так живу и стараюсь так учить в своей семье. Мы склоняем колени перед Богом со всеми домашними в любое время, когда есть возможность. Этому меня научила мама. Она учила, чтобы мы перед едой не просто совершали молитву о пище за столом, но   преклоняли колени и совершали полноценную молитву.  Когда  дети видят наше отношение к Богу, у них формируется характер, они начинают почитать и уважать Бога. Какими бы делами мы ни занимались, как бы сложно нам ни было, мы всегда должны предстоять перед Богом. Мои друзья, команда знают, что всегда нужно найти время для молитвы. Поработали, потом собрались и помолились. Это не для того, чтобы кому-то что-то показать, а это часть нашей жизни, это то, чем мы живем, это почтение к Богу. 

Прочитаем Книгу пророка Исаии, 11 главу, 2-4 стихи: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого». Здесь говорится о рождении Иисуса Христа, о том, какими качествами Он будет обладать. Написано: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». Вот о чем мы, родители, должны ревновать в своих детях! Мы должны ревновать о том, чтобы они исполнились страхом Божьим. Какие глубокие слова: «…И будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине». Мы, люди, что-то видим, слышим, а потом делаем свое заключение, но часто оно неверно. Критерием оценки должны быть не наши домыслы и заключения, а то, что говорит об этом Дух Святой, Который живет в нашем сердце. Итак, исполнение страхом Божьим – это одна из важных составляющих нашей жизни, нашего хождения перед Богом.

Прочитаем Вторую книгу Паралипоменон, 26 главу, стихи 3-15: «Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян; и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силен. И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их. И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие. Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счету в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских. Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот, и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля. И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни. И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен». 

Озия стал царем в 16 лет. Мы прочитали, что он делал угодное в очах Господних и Бог споспешествовал ему. Стих 5 и вдохновляет  и настораживает: «И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог». Слово «прибегал» говорит о чем-то непостоянном, нестабильном. Это можно понимать так: когда случались проблемы или трудности, он бежал к Богу, и было это во дни священника Захарии, который поучал его страху Божьему. То есть Захария сеял доброе семя в молодое сердце Озии. 

Братья и сестры, оказывается, страху Божьему нужно учиться, и  важно нам быть возле  людей, которые учат этому! Чем больше мы познаем Бога, Его величие и силу, тем больше  наполняемся страхом, почтением и уважением к Нему. Озия прибегал к Господу, и как результат - Бог споспешествовал ему, участвовал в его жизни. Написано, что  помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян. «Помогал» - это значит, что Озия что-то делал сам, а Бог споспешествовал  ему. 

Прошли годы, он стал успешным и знаменитым царем. Озия любил и развивал земледелие, изобрел военную новинку того времени – машину для метания стрел и камней. Он был  известным человеком. Но уже в 16 стихе этой же главы читаем: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли»

Как хорошо все началось у Озии, но как печально закончилось! Озия прибегал к Богу,  пока был жив священник Захария;  Бог помогал ему, но что-то в его сердце было не так. У него не было страха Божьего. Пока рядом был священник Захария, который поучал и наставлял его, у него всё было хорошо. Когда Захарии не стало, Озия, не имея страха Божьего,  остался один на один перед Богом. Озия стал успешным человеком и возгордился, он посчитал, что у него всё хорошо, он всё может, в его царстве лучшее оружие, сильные воины, о нем известно до пределов земли. Его сердце возгордилось, и главной причиной этого было отсутствие страха Божьего.

Мы прочитали: «Возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». Знаете, откуда это идет? От язычества. В культуре языческих стран считалось нормальным, когда царь имел влияние на все сферы жизни общества, считался наместником бога на земле. Но в культуре Израиля было другое устройство: царь управляет народом и государством, а священство служит Богу.  Бог Сам говорил, что царю можно делать, а чего нельзя. Поступок Озии нельзя оправдать ни его настроением, ни его непониманием или незнанием. Написано: «И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога». Представьте, восемьдесят лучших служителей предупреждают Озию, что это преступление перед Богом, но он не слушает их. Он хотел показать свое величие, что он правит не только на земле, но может решать вопросы с Богом.  Посмотрите на реакцию царя, когда священники говорили, что это беззаконно, что не будет ему чести у Господа: «и разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного». Для нас это очень серьезный урок. Мне в моем многолетнем служении не раз приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Ко мне приходили люди, которые имели положение, финансы и говорили: «Мы заплатим, будем вносить десятины, ты только рукоположи нас в служители». Но мы не рукополагаем за деньги.  Другие говорили: «Рукоположите в пастыри, я буду служить, только моя жена неверующая». Но этого нельзя делать, потому что это священнодействие.

Один молодой служитель как-то сказал мне: «Василий Иванович, за деньги можно все, даже купить сан епископа». Я спросил: «Зачем тебе это?»  Он ответил: «Написано: кто епископства желает, тот хорошего дела желает». Это неправильное толкование. Нужно желать хорошее не для себя, а для народа Божьего. К сожалению, таковы понятия современного мира. Озия тоже считал, что ему все можно, но Бог поразил его проказой. Какой бы ни был у вас бизнес, образование, положение, влияние, важно понимать, что в церкви есть Божий порядок. Не нужно трогать того, чего нельзя. Порой мы осуждаем пастырей, служителей, даем им свою оценку, пренебрегаем ими. А иногда поднимаем их до небес, делаем наместниками Бога на этой земле. Это крайности, которые делать нельзя. Нужно воздавать служителям Божьим почтение и уважение, потому что мы все предстоим перед Богом. Часто мы видим только одну сторону, а важно понимать еще и духовную составляющую. Есть моменты, когда нужно принимать решение и делать правильный выбор.

Озия после поражения проказой был отделен от общества  и умер в одиночестве. Несмотря на все его заслуги в земледелии, в военном деле, он был поражен, потому что у него не было самого главного – страха Божьего. Если нет страха Божьего, то жизнь не имеет никакого смысла. Я видел, как люди,  верующие с детства, имеющие положение и статус, но, не имея страха Божьего,  становятся служителями по наследству своего отца. Но от этого страдает Божий народ и церковь. Служитель должен иметь страх Божий, должен понимать, что в лице каждого члена церкви есть образ Божий, и должен относиться к людям с почтением и уважением.

Прочитаем Книгу Притчей, 22 главу, 4 стих: «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Когда человек движется в страхе Божьем, Бог восполняет его нужды, помогает в решении проблем  и трудных жизненных обстоятельствах. Бог не против богатства и славы, но у нас должно быть правильное отношение к этому. Мы знаем, что Соломон просил у Бога мудрости, а Бог ответил ему: «За то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя» (2 Пар. 1:11-12). Секрет заключается в том, что, когда человек имеет страх Божий, смиряется перед Ним, Бог благословляет. Озия возгордился и потерпел поражение. А «за смирением следует страх Господень», то есть, когда человек боится Бога, понимает, что Бог   главный, то,   как следствие, приходит и слава, и богатство. Соломон поставил во главу приоритет Бога, и Бог воздал ему, дал даже то, чего он не просил. 

Прочитаем 2 главу Книги Притчей. Стихи 1-5: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Здесь говорится о состоянии человека, который ищет Господа. Когда у человека есть страх Божий, то приходит познание о Боге, о Его величии, могуществе и славе. 

Стихи 6-22: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее»

Когда мы начинаем познавать Бога, познавать страх Господень, Бог направляет и учит нас.  Страх Божий и познание Бога дают нам охрану и спасение. Когда мы будем ходить непорочно перед Богом, Он будет охранять нас, мы еще больше сможем узнать о Нем и Его величии,  Он будет работать в нашем сердце, придет рассудительность, мы будем спасены от злого, будем в радости служить Богу. В прочитанном месте написано такое предупреждение: «дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои». Казалось бы, это как-то не в тему. Но нет, именно в тему, потому  что, когда человек может позволить себе что-то большее, то он часто становится гордым, надменным. Когда он игнорирует Бога, потому что нет страха Божьего, то начинает позволять себе то, чего нельзя. Поэтому здесь дается предупреждение для каждого из нас. Всегда кажется, что у других всё лучшее, чужая жена – лучше, чужие дети лучше. Нет, просто, когда нет страха Божьего, наши глаза становятся «кривыми», и тогда  в   жизнь приходит беда. 

Прочитаем Книгу Притчей, 19 главу, 23 стих: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». А теперь проведите для себя экзамен: всегда ли вы довольны? Если человек недоволен, значит, у него нет страха Божьего  и  нет будущего. 

Книга Притчей, 10 глава, 27 стих: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся».  Вот секрет долголетия! Если вы ходите в страхе Господнем, то у вас есть шанс прожить долго на этой земле. В унисон этой мысли говорит написанное в Псалме 36, 1-11, 23-25 стихи: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира… 23-25 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». Весь этот псалом говорит, что благословенные наследуют землю.

Будем молиться, чтобы Бог еще больше открывал нам понимание страха Божьего для нашей жизни, для жизни наших детей, для нашего служения. Важно понимать, что мы имеем страх Божий не потому, что боимся наказания, а потому что мы любим нашего Бога и не хотим огорчать Его. Аминь. 

Проповедь  В.И.Евчика на богослужении  в церкви «Дом Евангелия»  г. Набережные Челны  02.04.2017 г.