SITE SLOGAN

Последнее обновление03:00:00 PM GMT

Горячие новости:
Вы находитесь здесь: Главная В.И. Евчик В.И.Евчик. Проповедь "Пошел своим путем (2). Путь Каина"

В.И.Евчик. Проповедь "Пошел своим путем (2). Путь Каина"

E-mail Печать PDF

Прочитаем   Послание Иуды, 1 главу, 5-13 стихи: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -  так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".  А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки».

Хочу обратить ваше внимание на 12 стих: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви…». Когда народ Божий собирается на Причастие, то совершает это таинство во славу Господа.  В этом стихе говорится о людях, которые познали Бога, заключили  завет с Ним, но участвуя в вечери любви, они, пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это довольно серьезное предостережение. Далее Иуда говорит, что такие люди идут путем Каина. Порассуждаем с вами, что же это за путь. Интересно, что в Новом Завете упоминается то, что  происходило в Ветхом Завете. Каин – это не лучший пример, и Апостол Иуда говорит, что горе тем, которые идут его путем. А это значит, что мы должны обратить особенное внимание на путь Каина, чтобы не идти им.

Прочитаем Книгу Бытие, 4 главу, 1-2 стихи: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». Почему Ева сказала о Каине – человек от Господа, а об Авеле ничего не сказала? Что явилось основанием этих слов? Новый Завет говорит, что Каин и Авель – это  разные по содержанию личности. Думаю, что Ева чувствовала вину за совершенный в Едемском саду грех. Это была попытка компенсировать и покрыть прошлое, попытка жить в гармонии с Богом, угодить Ему. 

Стихи 3-6: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,   и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,  а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.   И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?»  Я восхищаюсь привилегией,  данной  первым людям:  они разговаривали с Богом!  Мы видим, что у Каина было панибратское отношение к Богу, и для него Господь не был авторитетом. Такой вывод мы можем сделать на основании слов Каина: «Разве я сторож брату моему?»  Кто бы мог себе позволить так говорить со своим начальником? А это был разговор Каина с Богом!  Каин не признал своей вины, и когда Бог вынес ему приговор, он отвечает: «Наказание мое больше, нежели снести можно». Чувствуете, какой стиль и дух? У него не существовало почтения и уважения к Богу, понятия святости. Но, несмотря на такое поведение Каина, Бог дает ему знамение Своего покровительства. В стихе 16 мы читаем, что Каин ушел от Господа: «И пошел Каин от лица Господня…».  Наша тема: «Пошел своим путем». Понимал ли Каин приговор Господа, который содержал проклятие: « ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;  когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (11-12). Похоже, что  Каин не осознавал во всей полноте последствий этого приговора. 

Сегодня многие христиане подобны Каину:  находясь в церкви, они не дорожат ею. Каин и Авель поклонялись Богу, и мы поклоняемся, но поклонение одного было принято, а поклонение другого - нет. У каждого из нас есть свои амбиции, эмоции, мы огорчаемся или радуемся, когда нас принимают или не принимают. Мы можем признавать или не признавать служителей, родителей, церковь или ее ведение. Для многих из нас это не больше, чем просто уклад жизни.  И порой те, кто не познал Бога, не умеют уважать друг друга, не научились святости; они  так и уходят из церкви, подобно тому,  как Каин ушел от Господа. Но вместо благословения он получил проклятие. Каин, ведь ты находишься перед Тем, Кто владычествует над всей Землей, в Его руках твое будущее! Но Каин играет с Богом. Есть много христиан, которые играют в церковь;  дома они одни, в церкви другие, на работе  третьи. Порой мы недооцениваем  привилегию, данную нам, как Каин не оценил то, что был в присутствии Божьем. Ему все не нравилось, он игнорировал, обижался и в итоге вообще ушел от присутствия Божьего. Путь Каина – это путь в никуда, путь без будущего, путь, который не имеет смысла. 

Прошли тысячелетия, но Каин и Авель остались напоминанием для народа Божьего. О них есть упоминание в Первом послании Иоанна: «Не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (3:12). Ева сказала о Каине, что это человек от Господа, а Новый Завет говорит, что Каин был от лукавого. Новый Завет дает оценку действиям Каина, итогом которых была потеря   отношений с Богом.  Когда ты находишься в церкви, в присутствии Божьем, очень важно, чтобы ты шел  правильным путем, который может принести благословение в твою жизнь. Стих 11 этой же главы говорит: «Ибо таково благовествование,  которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга». Каждый раз, когда мы приходим в церковь, у нас экзамен – насколько мы можем принимать и любить друг друга. Состояние Каина было совершенно другим, его сердце было лукавым и наполненным злобой. 

В Послании Иуды говорится еще об одном герое Библии: «…Предаются обольщению мзды, как Валаам».  Как бы мы ни оценивали Валаама,  Библия  сообщает, что этот человек имел довольно близкие отношения с Богом, общался с Ним, имел власть от Него. Прочитаем Книгу Чисел, 22 главу, 12-19 стихи: «И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.  И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами.  Валак послал еще князей, более и знаменитее тех. И пришли они к Валааму и сказали ему: так говорит Валак, сын Сепфоров: не откажись придти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю [тебе] все, что ни скажешь мне; приди же, прокляни мне народ сей. И отвечал Валаам и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]; впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь». 

В чем было обольщение Валаама? Мы читаем, что,  когда к нему пришли люди с просьбой, чтобы он проклял евреев, Бог ясно сказал ему, чтобы он не делал этого, потому что это народ благословенный. Но глаза Валаама увидели богатство, он говорил одно, а в его сердце было  другое. Это было серьезной проблемой. Смотрите, как он говорит: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа». Все правильно, но тут же добавляет: «Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь». Стихи 20-21: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе.   Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими». Сложно понять подобное поведение. Но я замечал, что есть верующие, которые принимают Слово от Господа, если оно им нравится. Если не нравится, тогда они идут к другим пророкам, к другим служителям, ища, чтобы Бог сказал так, как хорошо им.  Бог сказал Валааму, чтобы он не шел, но что-то произошло с его сердцем, он предался обольщению мзды, то есть хотел все и сейчас. Друзья, когда мы ходим в церковь, служим своей жизнью, временем, даяниями, порой мы просчитываем, сколько можем приобрести, а сколько потерять, то есть у нас появляется   расчет своей выгоды. Когда нужно служить Господу, мы находим причины в своей занятости, отсутствии времени. Для  нас приоритетом становится не дело Божье и церковь, а что-то другое, и чаще всего это прибыль. Новый Завет говорит, что Валаам предался обольщению мзды. У нас бывают искушения в работе, служении, тогда  мы подходим к границе, когда нужно принять решение, и иногда приоритетом в принятии решения бывает то, в чем мы видим главное для себя. Валаам остался в истории, как человек,  поменявший  отношения с Богом на богатство и славу этого мира. Серебро и мнение мира для него было важнее того, что сказал Бог. Апостол Иуда говорит:  горе тем людям, которые ценности мира ставят выше ценностей Божьих. 

И третий герой, о котором говорит Иуда: «В упорстве погибают, как Корей». Упорство бывает как положительной, так  и  отрицательной чертой. Книга Чисел, 16 глава, 8-14 стихи: «И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него? И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!» Здесь говорится о Корее и о людях, которые восстали с ним. В чем была суть проблемы?  В разделе сферы влияния и авторитете. Моисей приглашает, чтобы они предстояли перед Богом, но они говорят, что не хотят подчиняться ему. Обратите внимание на претензию в 13-14 стихах: «и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!» Эти люди хотели иметь власть и влияние. Апостол Иуда говорит: горе людям, которые оказались в подобной ситуации, так как они  погибают в своем упорстве. Друзья, мы должны дорожить привилегией, которую Бог дал нам в церкви - Бог отделил нас для Своей славы, чтобы мы могли служить и предстоять перед Ним. Есть люди, которые не видят перед собой Господа, для них важнее иметь влияние, авторитет, главенствовать. Библия предупреждает, что такое разрушающее упорство приносит беду не только самому человеку, но и его семье. 

Друзья, когда мы говорим о ведение церкви, для нас важно иметь единство духа в союзе мира. Нам важно поддерживать ведение «Молитвы-24», поддерживать ведение ночных молитв, строительства Дома молитвы. Не нужно быть теми, кто говорит: не хочу, не пойду. Когда мы предстоим перед причастием, нам нужно проверять свое сердце: не  погибаю ли я в упорстве, как Корей? Мне приходится слышать: «Я не разделяю ведение, которое имеет   пастырь». Ты можешь не разделять ведение пастыря, но зачем настраивать других? Если тебе не нравится, приди, скажи и отойди в сторону. Порой же в своем упорстве, мы пытаемся что-то кому-то доказать. Не нужно этого делать, потому что Библия говорит:  горе таким людям. Мы прочитали, что подобные люди бывают на наших вечерях, то есть участвуют в Причастии, и они бывают соблазном. Библия дает им оценку: «это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые… 16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (13, 16 стихи). Давайте проверим себя. Может,  и нам все не нравится? Может,  и мы всем не довольны? Иуда говорит, что такие люди в лицо улыбаются, а за глаза говорят  другое. Но горе таким людям потому, что это путь в никуда. 

Стихи 17-19: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.  Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа». Душеные люди  не ценят церковь, они считают, что могут собираться в группах, молиться дома, смотреть проповеди по интернету. Но такие люди отделяют себя от единства  веры. Далее Иуда говорит о том, какой должна быть наша  реакция. Стихи 20-23: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». 

Хочу обратить ваше внимание еще  на одну личность – Агарь. Эта женщина имела не лучший статус и не простые жизненные обстоятельства. Книга Бытие, 16 глава, 6-11 стихи: «Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое».  Мы по-разному можем думать об отношениях в семье Авраама и Сарры, кто-то оправдывает, кто-то осуждает, но они были в плане и воле Божьей, а Авраам назван другом Господа. Проблема у Агарь возникла не потому, что Сарра стала притеснять ее, а потому, что Агарь стала презирать свою госпожу.  Иногда те, кто приходит в церковь, со временем начинают  презирать тех, благодаря которым пришли. Агарь была рабыней, и с ее стороны было неэтично презирать госпожу. В итоге семейного обсуждения Авраам сказал, что Сарра вольна делать то, что ей угодно, и она начала ставить Агарь на  место. Агарь убегает в пустыню, то есть в никуда, главное, чтобы не видеть Сарру. Но, несмотря на это, Бог через Ангела говорит с ней. Давно ли мы находимся в церкви или пришли недавно, мы не должны выказывать своего превосходства, ведь  Бог одинаково принимает нас, мы имеем одинаковые привилегии и права. 

Ангел задает вопрос: «Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?» Первое, на что хочу обратить внимание, что Ангел называет ее служанкой Сарры.  Второе: зачем спрашивать,  ведь Бог и так все знал!? Обратите внимание, что в ответе Агарь во всем обвиняет только Сарру. Но, что бы ни говорила Агарь, Ангел отвечает ей: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей». Бог находит ключи к нам в том, что и как сказать. Он напоминает, что Агарь служанка Сарры и не имеет морального права унижать ее. Говорит, чтобы она покорилась госпоже, а это самое сложное. Трудно возвращаться, когда мы уходим «хлопая дверью», в обиде и горечи, а еще сложнее покориться. А ведь она так мечтала о свободе, хотела быть независимой!

Наша тема: «Пошел своим путем». Агарь также хотела идти своим путем, ей казалось, что никому нет дела до нее. Но, оказывается, Богу есть дело и до служанки. Братья и сестры, Бог имеет дело до каждого из нас! Он имеет план на твою жизнь, Он призвал тебя в церковь! Может быть, тебя недооценивают, но тебе просто нужно ждать своего времени и не пытаться превозноситься над другими. Есть много братьев и сестер, которые ушли из церкви, в обиде «хлопнув дверью». Но у Бога по-прежнему есть Свой план для них, а у них нет силы вернуться, так как они боятся упреков. 

Итак, Агарь вернулась, получив возможность снова жить рядом с Божьим человеком  Авраамом. Она должны была бы сделать вывод из этой истории. Но проходят годы, и вновь возникает подобная ситуация. Говорят, что время лечит, но в случае с  Агарь это не сработало.   Глава 21, 9-16 стихи: «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала». 

Прошло уже достаточно много времени, и вот уже в сыне взошла посеянная Агарь во время беременности обида и горечь. Несмотря на то, что у него был статус сына рабыни, он пытался превозноситься и унижать. Мы говорили, что Каин, Валаам, сыны Корея были в присутствии Божьем. Агарь также была в присутствии Божьего человека, но ничему не училась. Авраам был огорчен, и Бог был настолько близок к Аврааму, что увидел это огорчение. Оказывается, у Бога есть время для нас, наших переживаний и проблем. Бог сказал, чтобы Авраам послушал Сарру, что у Него  есть Свой план. Может ты как  глава семьи не воспринимаешь советов жены,  но нужно быть чутким к голосу Божьему, так как Он может говорить не только через пророчества, но и через нашу жену, детей, близких. Просто нужно быть чувствительными к Его голосу.

Итак, Агарь  заблудилась в пустыне, подняла вопль и плакала. Но 17-18 стихи говорят: «И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;   встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ». Бог услышал не ее вопль, но голос отрока. Годы не изменили Агарь, гордыня, потерянные отношения, горечь и обида завели ее в тупик. Она отошла от своего сына, чтобы не видеть его смерти. Агарь, вспомни, что  Бог говорил тебе ранее об этом ребенке! Но она не верит в обетования Божьи, живет своими амбициями, обидами, горечью. Она обижена на всех, на Сарру, на Бога. И Бог уже не слышит ее, а слышит голос отрока. Вот к чему приводит путь Каина  - и Каин, и Агарь оказались в тупике. Стих 19: «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока».  Глаза Агарь были закрыты, так как она была слепа духовно и у нее были полностью потеряны отношения с Богом.

А что происходило с Валаамом? Как он мог не увидеть того, что происходило в его жизни?  Книга Чисел, 22:31: «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое». Вот где проблема Валаама - он был духовно слеп! Неправедная мзда закрыла его глаза, поэтому у него были  другие ценности, и он шел своим путем в никуда. 

Стихи 32-33: «И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою». Как же путь Валаама не прав перед Богом, если Он сам сказал ему идти? Друзья, нам нужно не только слушать, но и слышать Бога. Бог не меняется, не меняются и Его ценности. Он в первый раз сказал Валааму не идти, и тому нужно было услышать это всем сердцем.  Мы, подобно Валааму, который,  будучи слеп, бил свою ослицу, порой не ценим тех, кто рядом с нами, своих родных и близких  и  «бьем» их словами горечи, упреков и обид. Ослица разговаривает с ним, он ей отвечает, и даже не обращает внимания на это. Как такое возможно? Возможно, когда мы слепы. Когда Бог открыл глаза Агарь, она увидела колодец, который был рядом, и напоила отрока. Друзья, порой ответ бывает рядом, но мы не видим его, так как слепы духовно, живем в гордости, напыщенности, горечи, огорчении, что кто-то лучше поет, кого-то раньше рукоположили, кто-то лучше говорит. 

Хочу сказать каждому: когда мы идем своим путем или идем путем Каина, должны понимать, что этот путь в никуда. Быть в присутствии и общении с Богом, слышать Его голос, быть в церкви, быть с помазанными  людьми – это еще не гарантия, что у тебя все хорошо. Мы порой пытаемся угодить людям, но как важно быть в гармонии и общении с Богом, ведь самое ценное и важное – это отношения с Ним!  Агарь послушала Бога и вернулась к Сарре, но все  последующие годы горечь и боль преследовали ее. 

Пусть Бог откроет глаза нашего сердца и духа, чтобы мы были чуткими. Библия говорит, что «есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25). Нам может казаться, что мы все делаем правильно, говорим, обличаем, но конец – погибель. Пусть наши пути соответствуют воле Божьей, чтобы, когда мы идем ими, мы были теми людьми, которые утучняют себя не амбициями, а Словом Божьим, наполняясь Его благодатью. И чтобы мы были благодарны Ему. Аминь!

Проповедь  В.И.Евчика на богослужении  в церкви «Дом Евангелия», г. Набережные Челны 19.03.2017 г.