Вы находитесь здесь: Главная В.И. Евчик Василий Евчик. Твое наследство

Василий Евчик. Твое наследство

E-mail Печать PDF

Прочитаем Евангелие от Матфея, 19 главу, 16-22 стихи: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?  Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.  Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.  Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?  Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.  Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

 

Тема проповеди, которой я хотел бы поделиться с вами, - «Твое наследство». Мы прочитали о встрече юноши с Иисусом. Не знаю почему, но здесь не указано имени юноши. О нем говорится: это был юноша,  причем юноша богатый. Богатый юноша – это редкость. Возможно, его богатство досталось ему по наследству. Писание сообщает, что он был  верующим человеком. Более того, он искал Господа в свой жизни. Он нашел Иисуса,  лично подошел к Нему и задал вопрос не о богатстве, не о славе, не об авторитете, а о Вечной Жизни. Неизвестно, почему его волновал этот вопрос. Иисус дает ему простой ответ, указывая на  десять заповедей. Юноша ответил, что все это он сохранил еще от юности. Знаете, я сам из верующей семьи, но вряд ли смогу сделать подобное заявление, я бы сказал о себе, что я все старался сохранить. Но насколько это удалось мне, знает Бог. Сохранить себя в полной мере, как этот юноша, – это очень серьезно. И я достаточно трезво отношусь к ответу этого юноши потому, что Иисус не поправил его, не сделал никакого замечания, но Своим молчанием согласился с ним. Значит, эти качества действительно были у юноши. Непросто сохранить себя от блуда, обмана, лжесвидетельства; трудно почитать родителей. Может  показаться, что будто бы Иисус оказался в тупике. Но диалог продолжался, Иисус говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Можно сказать, что юноше недоставало только 1% для достижения цели. Но этот процент оказался невыполнимым для него, так как оказался его камнем предкновения. Он был привязан к имению больше, чем к Богу, чем к  желанию иметь Жизнь Вечную. Есть люди, которые ходят в церковь, поклоняются Богу, молятся, проповедуют, но часто в их жизни есть барьеры, которые становятся препятствием для прямых отношений с Богом. Кто-то не может оставить обман, кто-то - воровство, кто-то – курение, другие – измены. Третьи не могут расставить правильные приоритеты в жизни и что-то или кто-то является для них более приоритетным, чем Бог.

Итак, мы можем сказать, что юноша, о котором было прочитано, был практически идеальным. Но его наследство стало препятствием для достижения главной жизненной цели.

Перейдем в Старый Завет. 3 Книга Царств, 21 глава, 1-4 стихи: «И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского.  И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел». Мы видим, что жизнь Навуфея, который оказался рядом с царским домом, подверглась испытанию. Царь хотел взять его участок, он был готов дать ему другой участок или заплатить хорошую  цену. Но обратите внимание на цели Ахава: ему не нужен был виноградник, ему хотелось стать «агрономом», сделать огород. Но разве у царя не было больше участка, что он захотел разрушить виноградник? Ведь, чтобы вырастить виноградник, нужны годы, а чтобы сделать овощной сад – нужен только год. Хочу обратить внимание, что для евреев наследство от родителей является большой ценностью. Наследство охранялось и законом, и совестью, и они были готовы отдавать даже жизнь за него. Когда прозвучало  предложение царя, Навуфей ответил: «Сохрани меня Господь». Он был верующим, глубоко посвященным человеком и понимал ответственность перед родителями. А ведь можно было бы понять, что с царем назревает серьезный конфликт. А разве хорошо быть в конфликте с царем? Можно спрогнозировать, кто выиграет в этой тяжбе. Но Навуфей рискнул. Был ли оправдан это риск? Он мог бы взять деньги или перейти в другое место. Но ведь и Ахав знал, что значит для Навуфея наследство! Знал он и то, что за этим стоит пот, посвященность, благословение. Почему Ахав опечалился? Наверное, он не рассчитывал на такое сопротивление. Он даже не ел хлеба, как будто эта земля стала вопросом всей жизни.

Прочитаем дальше развитие событий: «И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: "отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе [другой] виноградник вместо него", тогда он сказал: "не отдам тебе виноградника моего".  И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина. И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем» (5-8 стихи). Царь понимал, что ситуация непростая. Но его жена видела очень простую развязку этой проблемы. Она воспользовалась авторитетом царя. 9-13 стихи: «В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: "ты хулил Бога и царя"; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер. И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер». Эта история очень печальна, ее финал  трагический. Мы могли бы задать вопросы: где был Бог? почему Он не защитил праведного Навуфея, который любил Господа и был честен? почему Бог не остановил Иезавель? Есть много вопросов, на которые мы не получим ответы. Когда в нашу жизнь  приходят проблемы, трудности, потрясения, болезни, мы часто задаем вопрос: а где Бог? почему Он сохранил, не защитил? Порой наша вера колеблется,  и нам кажется, что Бог не слышит и не понимает, что происходит.

Прочитаем дальше, 14-16 стихи: «И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер. Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер. Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение». Ахав не стал задавать вопросов  жене, не стал расспрашивать о смерти Навуфея, не стал спрашивать, какой печатью она пользовалась, что написала, какие люди были задействованы. Лучшие старейшины, которые ходили перед Богом,  пошли на компромисс и не были способны сказать «нет» потому, что была печать царя. Почему-то мораль не остановила, они наняли негодных людей, не исследовали, как положено, дело и убили человека. Как говорится: «Нет человека, нет проблемы».

17-26 стихи: «И было слово Господне к Илии Фесвитянину:  встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять [его] во владение; и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь".  И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа.  [Так говорит Господь]: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле. И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил [Меня] и ввел Израиля в грех. Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные; не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель; он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых».

Мы задавались вопросом: где Бог? Бог сказал Илии, что ему нужно передать Его волю царю. Послушайте, Бог даже знал Навуфея по имени, знал его землю, его виноградник.  Бог говорит Ахаву: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?»  Ахав мог бы сказать, что он ничего не знает, ничего не слышал, не поднимал свою руку. Бог говорит о наследстве. Ахав хотел вступить в наследство силой, властью и своим положением. Но это наследство не было ему во благо, так как не было предназначено для него.

В нашей христианской жизни также бывают вызовы, когда мир нам предлагает свои услуги. Молодым предлагает выйти замуж, жениться на неверующих, хотя Библия пишет, что браки должны заключаться только в Господе. Некоторые оправдывают свои поступки аргументами, что долго никто не брал замуж, не хочет оставаться одна или один. Но я хочу сказать, что у нас есть большое наследство от Господа.  Твое и мое имена записаны в Книге Жизни. Он записал нас, и мы являемся наследниками Его царства, на нашу жизнь у Него есть план. Есть план на твое замужество и женитьбу, есть план на твою судьбу, которая вся в Его руках. Но мы порой хотим поторопить Его, не дожидаемся того, что Он хочет сделать в нашей жизни.

Прочитаем место из  Бытия, 4 главу, 1-2, 8 стихи: «1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.  И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец…8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Наследство родителей – непослушание Богу и Его воле - посеяно Адамом и Евой в их детях.  Еще одно наследство от родителей – в поте лица добывать хлеб. Но Каин унаследовал  еще одно качество – он не ценил отношений с Богом. Бог несколько раз обращался к Каину, то есть Он имел близкие отношения с ним.  Но он не ценил этого и делал то, что хотел. Это было влияние наследства родителей, которое передалось детям. 10-15 стихи: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;  вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.  И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». Наследство   поражения, проклятия, неопределенности, бесперспективности. Обратите внимание на слова Каина: «…И от лица Твоего я скроюсь». Он начинает понимать, что  скроется от лица Божьего и уже не будет охраны и защиты. Он понимает, что обречен на смерть. Порой многие из нас не ценят, когда находятся в церкви Божьей, когда Бог обращается к нам. Мы свыкаемся со словом Божьим, с Его присутствием,  теряем страх  и начинаем панибратски относиться к Богу.

Если наши родители верующие, нам  нужно дорожить тем наследством, которое мы имеем от них. Если твои родители были неверующими, ты  должен дорожить наследством от Господа, тем, что имеешь новую судьбу от Него, уникальный шанс, чтобы твои дети имели благословенное наследство.  Может, ты находился под проклятием, которое влияло на тебя через родителей, но через Иисуса Христа ты можешь быть свободным. Он может дать тебе новую судьбу, надежду.

На страницах Писания нам оставлена история Исава и Иакова, их отношение к наследству.   Прочитаем Книгу Бытие, 25 главу, 30-34 стихи: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство». Первородство – это однажды данное наследство от отца и Господа. Исаву как первенцу принадлежала двойная доля. Но когда он был голоден, его не интересовал вопрос первородства. Писание говорит, что он пренебрег первородством. Но приходит момент, когда он начинает по-другому смотреть. Бытие, 27 глава, 41 стих: «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего». Но ведь Исав сам лично отказался от первородства, и вдруг пришла ненависть, зло. Он ждал момент, чтобы отомстить брату. В Послании к Евреям, 12:17,  мы читаем: «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами». Сестры, братья, юность нам дана только однажды, и ее можно сохранить до брака, а можно расточить. И это зависит только от тебя! Некоторые сегодня говорят, что можно немножко выпить, можно немножко посмотреть лишнего в интернете. Вроде бы чуть-чуть, но часто за этим происходит непоправимое!  Как важно учить наших детей тому, как они должны вести себя до брака, учить хранить себя в целомудрии! Мы должны интересоваться, с кем дружат наши дети, с кем общаются, какую читают литературу, что смотрят в интернете. Наши дети должны понимать, что такое первородство, должны понимать, что от того, сохранили ли они свою юность, зависит вся их дальнейшая жизнь. Жизнь Исава прошла в ненависти, во зле, в мечтах об отмщении. Разве у Бога был такой план для него? Исав в ответственный момент не сориентировался.

Рассмотрим еще пример Самсона. У него было хорошее наследство, хорошие родители, которые хранили себя во время беременности. Это благословенное наследство, которое было уготовано Самсону.  Но когда он повзрослел, он начал смотреть на это по-другому. Библия говорит, что к назорею,  человеку, посвятившему себя Господу, есть требования. Книга Чисел, 6 глава, 1-5 стихи: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей». Самсон знал обо всех этих требованиях, но грубо игнорировал их. Но в нем была сила. Он не слушал родителей, а сила была в нем. Он ходил в виноградник – сила не уходила. Он ходил к женщинам – а сила была. И это расслабило его, ему казалось, что ему можно все. Но пришел момент, когда его секрет был раскрыт, и он потерял силу.  В книге Судей 16:20 читаем: «Пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него». Кажется, ну причем здесь волосы? Но есть библейские принципы, и Бог хочет, чтобы мы придерживались их, были внимательны. Самсон поломал  свою судьбу, остался слепым, молол в жерновах для врагов. Его судьба закончилась трагически, хотя он имел хорошее наследство от родителей, которым он не воспользовался.

Еще две личности - два брата, о которых говорится в  Евангелии от Луки, в 15 главе. У обоих было материальное наследство. Младший, придя к отцу, попросил отдать ему свою долю. Отец отдал ему его долю и отпустил. Сын расточил все свое наследство, расточил его с блудницами.  Пока он был богат, у него было много друзей, но когда деньги кончились, он стал никому не нужен. Когда он пришел в себя, то вспомнил об отце. Он уже не претендовал на наследство, так как потратил свою долю, теперь он хотел быть хотя бы рабом у отца. Когда он пришел, отец не ставил ему условий и претензий, но принял его. В этой истории мы видим еще старшего брата, сердце которого было далеко от отца, хотя он и находился рядом. Он жил своей жизнью и не хотел войти в дом, когда отец просил его об этом. Казалось, старший сын – хороший наследник. Он не уходил от отца, но при этом он и не был с отцом.

Сестры, братья, какие мы наследники у Бога? Может, мы подобны младшему брату: получили все, потеряли, но снова вернулись к Отцу. Нам важно не осуждать себя за прошлое. А может, мы считаемся верующими с детства, хотя в сердце никогда не было Бога? Может, мы всегда были с Отцом, а сердце было далеко от Него? Дорогой друг, ты являешься членом церкви,  и у тебя есть наследство. В твоей церкви есть наследство, история, и ты наследник церкви. Нам важно ценить церковь, в которой мы находимся. Мы порой пытаемся найти себе лучшую церковь, лучшего служителя. Но я хочу сказать: если ты имеешь наследство в этой церкви, дорожи им. Кто бы что тебе ни предлагал: свободу, богатство, положение, - дорожи своим наследством. Навуфей говорил, что да сохранит его Господь от продажи наследства родителей. Будем же ценить то наследство, которое Бог дал нам через Иисуса Христа! Будем ценить призвание, которое дано нам! У нас есть наследство от Христа – обетование Вечной Жизни. Может, на многие вопросы у нас нет ответов, но если мы будем верны Богу, то получим их на небе. Бог однажды назвал нас по имени и ведет в то наследство, которое приготовил для нас. Аминь!

Проповедь В.И.Евчика на воскресном богослужении в Церкви «Благая весть», г. Набережные Челны, 20.10.2013 г.