SITE SLOGAN

Последнее обновление03:00:00 PM GMT

Горячие новости:
Вы находитесь здесь: Публицистика Проповеди Андрей Александров. Честь и достоинство

Андрей Александров. Честь и достоинство

E-mail Печать PDF

Предметом нашей беседы будут такие понятия как честь и достоинство. У них есть некоторое определение: почтение - это глубокое уважение, а честь можно определить как целомудрие, непорочность. Но я хочу рассматривать честь не как целомудрие и непорочность, а как достоинство, которое вызывает уважение. Каждому из нас хочется, чтобы нам оказывали честь, глубочайшее уважение и не нарушали нашего  достоинства. С одной стороны,  эта тема не относится к духовной, но с другой стороны,  церковь – это коллектив, состоящий из разных людей, поэтому нам нужно учиться, как проявлять и как принимать честь и достоинство. 

Прочитаем Послание к Римлянам, 13 главу, 7 стих: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Павел обращается к христианам, то есть к церковному обществу: «Отдавайте всякому должное». Среди нас есть люди, которые достойны того, чтобы ему отдали страх, кому-то нужно принести «оброк». Что такое оброк и подать? Это эквивалент налогообложения. Мы с вами отдаем налоги в конце года: транспортный налог, на прибыль и другие. Всегда ли нам нравится платить   налоги? Братья могут сказать: «Нет, непонятно, куда же эти деньги уходят?» Люди, которые занимаются бизнесом, имеют не совсем праздничное настроение, когда нужно платить налоги. Но даже если мы недовольны налогами, все равно платим. Мы не можем не заплатить налоги, потому что так поставлена система управления нашей страны. 

Далее, кому страх, - страх.  Вы замечали, какая реакция у людей, когда их останавливает сотрудник ДПС? Вроде бы ничего не нарушал, но внутри у тебя беспокойство. Если к тебе  приходит повестка в прокуратуру, хотя ты знаешь, что у тебя все хорошо, но сама   эта служба вызывает страх. Люди власти вызывают страх, и мы этот страх отдаем. Пусть нам не нравится налогообложение – мы все равно заплатим, пусть нам не нравятся представители власти, но мы все равно будем им отдавать уважение и страх, потому что нужно отдавать. А как дела обстоят с честью? Честь – это та ценность, которой обладает каждый человек. Получается, что с честью дела обстоят совсем по-другому, мы можем ее и не отдавать. Почему платим налоги и отдаем страх? Потому что есть службы и надзорные органы. А в вопросе чести мы считаем, что надзорного органа нет. И уже можно не проявлять честь по отношению к родителям, начальнику. Хотя на сам Бог взял на Себя функцию надзорного органа за исполнением этого требования – как человек будет отдавать честь. Иногда нам нужно оказывать честь не по какой-то своей расположенности или умозаключению. Написано просто: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…». Итак, нам нужно отдавать   честь, невзирая ни на что, не ссылаясь ни на какие обстоятельства. У Апостола Павла есть мысль: не сама ли природа учит нас, что когда мужчина растит волосы, то для него это бесчестие, а когда женщина, то для нее это честь, и даны они ей вместо покрывала (1 Кор. 11:14-15). «Не сама ли природа» - другими словами, внутри каждого из нас есть какая-то норма морального света, которую мы получили не от посещения церкви, не от обучения в школе, но  Бог вложил в нас от природы стандартный пакет морального света, нравственных взглядов и ценностей. Каким вещам нас научила сама природа от рождения? Список минимальных норм, вложенных  в человека Богом,  это  почтение родителей. Отдавать честь родителям – этому учит нас сама  природа.  Мы должны отдавать честь не только из-за страха, но и по совести. Даже если нам кажется, что человек не заслуживает этой чести (уважения), это нужно отдавать по совести. 

Бог создал человека с внутренней потребностью чести и достоинства. Для человека нет ничего более болезненного, когда его уязвляют в области достоинства, уважения, чести. Человек может претерпеть какую-то физическую боль, но когда растоптана его честь, когда в пренебрежении его достоинство, такая  рана  не заживает долгие годы, и человек может носить ее в течение всей жизни. Бог вложил в человека эту потребность испытывать к себе честь, уважение. Всевозможные конфликты в семьях по сути это   война за  честь: люди отстаивают свою честь и достоинство. И каждый начинает грызть другого, чтобы отстоять свою  честь, чтобы не быть уничиженным. Интересная мысль, на которую я обратил внимание: именно грех уничтожил честь и достоинство человека. Что произошло прежде, чем нарушилась целостность плода древа познания? Еще не был откушен плод, а уже что-то произошло. В сердце Евы было разрушено достоинство и уважение к Богу, она пренебрегла Им. Подобное происходит в семьях? Прежде чем произойдут видимые взрывы или когда конфликтная ситуация проявится и будет видна в действии, сначала в семье люди теряют уважение друг к другу, начинают пренебрегать друг другом, жена говорит, что муж начал как-то по-другому на нее смотреть, муж говорит, что жена  как-то по-другому начала говорить и воспринимать его. И только потом, как ягодки, начинают лезть дела. Изначально все это  скрыто от глаз   общества, которое считает эту семью хорошей, а в действительности они уже похоронили друг друга в своих сердцах в плоскости достоинства и чести и друг друга ни во что не ставят. Итак, еще до того, как  Ева   прикоснулась к древу познания добра и зла, она уже пренебрегла Богом. Как мы, родители, воспринимаем такие факты, когда наши дети нас ни во что не ставят? То есть мы говорим им, а они делают по-своему. Мы воспринимаем это как бунт, как вызов. Потому что мы понимаем, что проблема не в том, как они   поступают с нашим словом, а в том, что они нас ни во что не ставят. В этих случаях есть внешняя проблема: ребенок не реагирует на то, что я говорю, а есть внутренняя часть проблемы, когда родитель для ребенка никто. Это проблема  удручает родителей. А что сделал Адам? Когда Бог приходит и начинает с ним разговаривать, и спрашивает о том, что произошло, Адам говорит следующее: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Знаете, потеря почтения и уважения приводит к обвинению. Когда начинается обвинение – это свидетельство того, что почтение и уважение своего ближнего (мужа, жены, брата во Христе, родителей)   в пренебрежении. Адам сразу же начал обвинять Еву, а потом он обвинил Бога. Прежде чем произойдет что-то глобальное, очевидное, то,  что можно увидеть глазами, произойдет скрытый взрыв - нарушение в плоскости проявления уважения, чести и восприятия друг друга.  Когда это будет разрушено и сорвано со своих мест, это основание будет настолько потрясено, что все остальное – вопрос времени. Когда Павел говорит отдавать всякому должное, это говорит о том, что чести достоин всякий – жена, муж, родители, дети, начальствующие на работе и просто люди, которые окружают нас. И эту честь нужно отдавать, если мы не будем ее отдавать, тогда церкви будут изъедены и изгрызены друг другом и внутри самих себя.

Я хочу поговорить о проявлении чести в трех плоскостях: о проявлении чести в семье, в отношении государства и общества и о проявлении чести в церкви. Честь нужно проявлять не только из-за страха, но и по совести и независимо от того, нравится это или нет. Все что тебе не нравится – оставь при себе, но честь, будь добр, окажи по совести. Не сама ли природа нас учит, что начальника нужно уважать, маму с отцом нужно уважать, мужа, жену нужно уважать. Есть еще один текст Священного Писания, который говорит нам о  способе, который Бог использует для того, чтобы нас в чем-то наставить. Первое, как мы говорили  – это природа. Вы замечали, что люди, которые не ходят в церковь, могут быть интеллигентными, воспитанными, обладают культурой поведения в обществе.  Откуда? Природа учит нас. Второй момент, когда Бог нас учит – это многообразность Божья. В послании к Коринфянам сказано о взаимодействии тела церкви как тела человека, части тела заботятся друг о друге, там написано, что Бог внушил о менее совершенном большее попечение (1Кор. 12:24). Бог внушил, то есть  Он оставил вопрос заботы о нашем теле не на рассмотрение нашего разума, а на уровне рефлексов, идущих изнутри.  Вот интересно, если бы в Церкви Бог оставил вопрос добродетели на рассмотрение нашего разума, мы никому добродетели бы не оказали. Но Бог вложил вопрос заботы друг о друге, как внушил, это обходит наш разум, автоматически. Например, мы видим плачущего человека и сразу бросаемся на помощь, прежде даже не исследовав дело. Или человек в очках рефлекторно вызывает доверие. Итак, есть качества, которым учит нас сама природа, а есть качества, которые Бог вложил в человека как внушение. 

Прежде всего, мы поговорим об оказании чести в семье. Прочитаем Евангелие от Матфея, 13 главу, 54-58 стихи: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их». Краеугольная фраза в этом отрывке: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем». Порой наши родственники не воспринимают нашу проповедь только потому, что знают нас. А вообще бывает ли так, чтобы пророк был без чести по природе своей? Не бывает. Если это в действительности пророк Божий, он будет в уважении. Интересно: того, чего не бывает по сути в природе, может произойти в кругу семьи. Оказывается,  атмосфера, где твою честь могут растоптать и ни во что тебя не ставить, – это среда близких тебе людей, это твоя семья, отеческий дом. Это, конечно, странно, что так происходит, что нам могут причинить очень сильную боль не на улице, а дома. Это место, где нас могут уязвить очень тонко, потому что знают о нас всю подноготную.  Жена очень  хорошо знает своего мужа,  какой он во всем, какой он мужчина, какой хозяин, и когда нужно, она может ввернуть слово как саморез в стену, и этим она его просто разбивает. Но также и он ее знает как жену, как мать, как женщину, как хозяйку,  и когда надо, тоже может ей «ввернуть» такой же саморез. А на улице они уважаемые люди. 

Ко мне однажды пришел брат из нашей церкви и спрашивает: «Почему так происходит, пастырь? У меня предприятие, в подчинении 180 человек, меня называют на работе по имени-отчеству, ко мне приходят за советом,  я консультирую, и меня уважают. Но приходя домой, я -  козел, тупой, дебил. Мне не хочется возвращаться домой, где я могу выслушать в свой адрес все что угодно. Я эту женщину содержу, она ездит на машине, которую купил я, носит вещи, которые купил я, и я - никто дома. Мне хочется ночевать в машине или допоздна проводить время на работе». Иисус об этом сказал, что даже с пророком так могут обойтись,  что если есть место, где тебя могут не почтить – это среда твоих близких.  Один мужчина как-то сказал: «Я никогда не думал, что мне могут надеть сковороду с вермишелью на голову дома, и этим человеком окажется моя жена». Такие унижения или разрушение чести и достоинства очень часто встречаются в семьях. И у меня возникает вопрос: «Почему, когда мы хорошо друг друга знаем, то порой используем это не для того, чтобы помочь, а чтобы побольнее уязвить?» Некоторые считают, что чем мы лучше знаем друг друга, чем больше времени проводим, то мы можем говорить друг другу обидные гадости. Мужья считают: это же моя жена, она никуда не денется. А когда приходит посторонний человек, он ему и раздеться помогает, а жена смотрит и думает: «Странно, когда я прихожу, он никогда не поможет, сумку не донесет». 

Итак, мы можем ревновать и ратовать за духовные истины, но мы можем быть чрезвычайно ранеными людьми в сфере достоинства. Мужчины обладают таким складом, что им  все равно, любит его жена или нет, но для него нет ничего более больного, если он почувствует к себе неуважение. У мужчины любовь  на 3 или 4 месте, на первом месте – уважение. Если женщина опустит мужчину «ниже плинтуса» – это взрыв. А у женщины наоборот: ей нужна любовь, ей нужно чувствовать, что она любима. В этом она чувствует себя единственной, самой лучшей. Какие они разные: одному нужно уважение, другому – любовь. Что делать? Все очень просто - отдавайте друг другу должное. Когда ты будешь любить жену – это будет твоя отдача чести ей. А когда жена будет уважать тебя, это будет отдача чести, которую заслуживаешь ты. 

Почему с Иисусом так произошло, что люди в Его отечестве соблазнились о Нем? Что стало причиной их соблазнения? То, что они кое-что знали об Иисусе. Что нас подталкивает, чтобы мы соблазнялись друг о друге? Когда мы начинаем друг о друге что-то знать. Пока мы человека не знаем, мы оказываем ему честь, но как только нам немножко стоит отодвинуть ширму его частной жизни и узнать его переживания, его послужной список,  мы удивляемся. Что же люди знали об Иисусе? И в прочитанном месте дается описание: они знали, кто Его мать, отец, братья и сестры. То есть они знали частную жизнь Иисуса, и это помешало принять им то, что в Нем была мудрость и Божия сила. У них была возможность выбрать,  кем Иисус останется для них в большей мере, и у них произошел конфликт. Почему многие люди   близко к себе   не подпускают других? Потому что как только люди узнают твою наготу, они получат в распоряжение козыри для своей переговорной позиции, чтобы потом тебя уязвить. Поэтому люди не торопятся себя открывать, чтобы не вложить себя в ваши руки. Потому что однажды они были настолько простыми, что открыли, рассказали, потом их бичевали этой открытостью очень долго, разрушили честь полностью, поэтому люди начали строить стены, чтобы за ними спрятаться, но потом сами не заметили, как эти стены стали для них темницей. 

Зачастую сегодня, чем больше женщина дома молчит, тем больше муж ее «долбит».  Одна женщина, у которой уже «накипело», высказала мужу, а он ей ответил: «Так могла бы и сказать». Мужья должны защищать своих жен, но именно от них женщины чаще всего узнают, что они тупые, что у них нет вкуса, что не могут выбрать нормальное платье. Что женщина начинает делать, когда муж унижает ее? Защищает сама себя. А муж говорит: «Да что она такая стала?»  А именно таким образом она защищает себя от мужа. 

Мы можем делать много добрых дел, можем повышать уровень своего духовного развития, но часто все это приходит к нулю, когда мы не отдаем чести. Самое удивительное, что в конфликте мы считаем себя правыми, но когда приходит вечер, мы молимся: Боже, прости меня. Если ты прав, что ж ты каешься? Итак, кому честь – отдавай эту честь. Жена достойна чести, муж достоин чести. И вам не нужно устраивать чемпионат по тому, кто больше достоин чести – он или она. Она говорит   «я работаю больше», а он  «я зарабатываю больше», и начинают меряться. Зачем? Она никогда не будет тобой, а ты никогда не будешь ею. Каждому из вас Бог дал   свою славу, просто примите друг друга. 

В Книге пророка Исаии, 53 главе, есть такая фраза: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». О чем это говорится? Когда муж или жена говорит, что  она/он ни во что не ставит супруга, чему тут удивляться? Если  они Его, Бога, ни во что не ставили. То, что произошло до  Голгофы, прежде  чем Он   был распят, Иисус был  лишен достоинства и чести в глазах людей. Потеря чести и достоинства происходит прежде, бичевание, распятие – это уже следствие того, что уже попало, как вирус, в человека. Если потерял достоинство и честь – дальше может произойти  что угодно. Поэтому надо хранить честь и достоинство к Церкви, служителям, пастору, начальствующим, власти, друг к другу. 

Почему люди начали по-другому относиться к Иисусу? Почему они отвращали от Него лицо свое? Потому что Он принял образ раба. Они, как в случае в Евангелии от Матфея, соблазнились о Христе. Так  как Он принял образ раба  снаружи,  внешне, в Нем не было ничего такого, что их подтолкнуло бы на мысль, что это Сын Божий. Но никто даже не задал вопроса,  а почему Он таким стал. Ради кого Он принял образ раба? В семье мир может сохраниться благодаря терпимости хотя бы одного. Перемены в семью могут прийти тогда, когда хотя бы один из двоих начнет жить по Писанию. 

Что мешает нам оказывать честь друг другу? У каждого из нас есть свой послужной список, наше прошлое, есть «подвиги», которые мы когда-то совершали. И когда мы приходим в церковь и обнаруживаем, что многих людей мы знаем, потому что учились вместе, или  рыбачили вместе, или были просто знакомы, а значит, знаем их недостатки.  Удивительно, что Бог заключил Свой дар в несовершенных. Апостол Павел сказал, что это сокровище мы носим в глиняных сосудах. Сокровище возрожденной, новой жизни Бог поместил в старые сосуды нашей жизни, и порой это очень сильно мешает. И поэтому, придя в церковь, и увидев тех, кого они знали по прошлой жизни, люди соблазняются и уходят.  Апостол Павел говорил, что никого не хочет знать по плоти, то есть, кто кем был когда-то. Поэтому,  для того чтобы  быть  церковным сообществом, нам нужно забыть, кем мы были в прошлой жизни, даже если мы друг друга знаем очень хорошо. Когда Иисус разговаривал с самарянкой, Он сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Другими словами, Он говорил о восприятии самарянкой самого Христа. В ее глазах, внешне Иисус не отличался от других людей, не было никаких отличительных признаков того, что Он необычный человек. Но  когда самарянка начала с Ним разговаривать, поняла, что это не простой человек, а пророк. Иисус сказал, что если бы она знала, Кто с ней говорит, то сразу попыталась бы восполнить нужду через тот дар, который есть у Него.  Пока она смотрела на Него, как на странника, ничего не могло произойти, так как в этом качестве Он ничего не мог ей дать.  Когда мы приходим в собрание в  церковь, у каждого из нас есть нужда. Для восполнения этой нужды Бог определил в церкви служителей и друг друга.  Апостол  Павел   пишет, чтобы мы, заботясь друг о друге, восполняли нужды, служили  друг другу тем даром, который получили от Господа. Но когда мы приходим в церковь и видим служителей, то мы видим прежде человека, а дар Божий в них нам  открывается только через время. 

В нашей церкви некоторые братья мне говорили: «Когда мы пришли в церковь, на вас посмотрели, это мешало нам воспринимать вас как пастора». Один брат говорил, что однажды Бог сказал ему, чтобы он изменил свое отношение ко мне. И когда он это сделал, то его жизнь начала меняться очень круто. Вот у меня есть гражданское лицо. Что я могу дать людям, как Александров Андрей? Я могу научить пользоваться какими-то приспособлениями для охоты, выбирать, эксплуатировать  квадроциклы. Но еще внутри меня есть дар Божий, и для того, чтобы этот дар высвободился, нужно по-другому меня воспринимать. Об этом Иисус говорил: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка» (Мат.10:41). Если ты хочешь, чтобы дар пророческий послужил тебе, ты должен   пророка воспринимать как пророка. А если будешь думать: «Посмотрим, что он скажет, угадает или нет», то ничего не произойдет. Только при проявлении чести и уважения даже дар Божий начинает действовать. 

Хочу обратить внимание на стих: «если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала». Интересная мысль: честь - для покрывала. Знаете, какая функция чести? Честь способна покрывать наготу. Проявляя честь брату, даже если он не заслуживает, я покрываю его. Подобно Бог поступил с нами, когда Он на Голгофском кресте был распят, мы заслуживали этой чести? Нет. Он сказал: «Прости им, ибо не знают, что делают». Он оказал эту честь нам. Честь выполняет функцию покрывала. А мы иногда начинаем оценивать человека, на сколько он тянет. Неважно, прояви честь, благородство – это его изменит и поднимет. 

В Книге Есфирь описана очень интересная ситуация. Был царь Артаксеркс, у которого  была очень красивая жена Астинь. И когда был пир, пришли вельможи, князья, и так захотелось царю похвастаться перед всеми «мужиками», какая у него жена красавица. Он ее позвал, а она  не захотела прийти. 1 глава, 10-13 стихи: «В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу - семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем…». Что породило такую ярость в нем? Неуважение. Что вызвало неуважение в царице Астинь к своему царю? Для моей жены я муж, но еще и пастырь. Для Астинь Артаксеркс был   мужем. Но это был еще и царь, руководитель, политический деятель. И в тот момент она не смогла  по углам разнести эти два понятия, она смешала все в одно. Некоторые жены служителей  немножко путают, где они находятся, дома или в церкви. И порой, когда  муж в церкви, жена приходит и начинает себя вести так, что мужчине очень неудобно. Для царицы Астинь надо было разобраться в ситуации. Она не захотела идти, что вызвало у царя ярость, гнев. Стих 13: «…И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена,- ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права». Произошедшее нельзя было оставить  незамеченным, так как он имел положение. И он обратился к вельможам, знающим закон и права (обратите внимание, что закон стоит на первом месте). В семейных конфликтах всегда идет битва за права, еще ни разу я не видел битвы за закон. Право – это награда за выполненный закон. Для того  чтобы что-то требовать и получить право, надо его заработать. Чтобы получить водительские права, нужно исполнить закон и пройти обучение. В семьях сначала нужно исполнить закон обеим сторонам, и когда они этот закон выполнят по совести, как Бог внушил нам, тогда и о правах даже не нужно будет заикаться. Стихи 16-18: «И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса; потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла. Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно». С чего началось? С потери чести и уважения, пренебрегли царем. Но это привело к такой реакции, которая, как цунами,  могла накрыть всю страну. Стих 19: «Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее». У Артарксеркса была честь, а у Астинь -  достоинство. И вот это глубокое уважение царица Астинь сама себе могла поднять на запредельную высоту, сделав то, что говорит муж. Ее царское достоинство заключалось в том, что она должна была прийти по слову своего мужа царя и показать себя людям. И у мужа была бы честь на месте, никто бы ее не нарушил. Но нут написано, что царское достоинство царь передаст той, которая лучше ее. В чем Есфирь была лучше царицы Астинь? Свое место Астинь потеряла не из-за того, что утратила красоту, она потеряла способность уважать своего мужа, и ей решили найти лучшую замену не в красоте, а в вопросе восприятия своего мужа в плоскости чести. 

Возлюбленные! Я считаю, что практическая тема, с которой мы сталкиваемся каждый день - это честь и достоинство. Может, вы что-то не умеете в духовной жизни, но что нас делает счастливыми? Это способность воспринимать честь свою и других и оказывать эту честь людям. И тогда в такие церкви люди будут «лететь». В этом мире честь и достоинство разрушают напрочь, но Бог восстановитель этих развалин, Он восстанавливает честь и достоинство. Если Он написал наши имена  на ладонях, это честь для нас? Честь. А кто эту честь нам оказал? Бог! Поэтому нам и хочется сюда идти, потому что здесь та территория, где мы настоящие. Я бы хотел, чтобы Бог дал нам способность научиться защищать честь людей, отстаивать людское достоинство, сохранять его, умножать, укреплять мужей, жен, детей, родителей, братьев, сестёр, служителей, мэра, губернатора, президента страны. Кому честь – честь по совести! Этому учит нас природа, и это Бог внушил нам. Аминь!

Проповедь Андрея Александрова на воскресном богослужении  в церкви «Дом Евангелия», г. Набережные Челны,  06.03.2016 г.