SITE SLOGAN

Последнее обновление03:00:00 PM GMT

Горячие новости:
Вы находитесь здесь: Публицистика Проповеди Андрей Бердышев. Дисциплинирование

Андрей Бердышев. Дисциплинирование

E-mail Печать PDF

Я почитаю за большую честь делиться словом, которое есть у меня на сердце. Я хочу поговорить о дисциплине, которая соединяет командную работу,  помогает команде достичь тех целей, которые ставит перед этой командой Бог. Это касается работы миссионерских,  служительских команд, отделов, которые трудятся внутри церкви. 

Прочитаем Книгу Притчей, 14 главу, 4 стих: «Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов». Это слова мудрого Соломона. У каждого проповедника есть набор стихов, которые повлияли на его служение, сформировали в нем определенные черты характера. Этот библейский стих когда-то произвел большую работу в моей жизни. Однажды я сел и начал думать над этим стихом и открыл для себя много интересного. Жизнь так устроена, что приобретая что-то одно, мы неизбежно приобретаем и что-то другое. Я постараюсь объяснить свою мысль на примере мобильного телефона. Однажды я наблюдал такую картину: приходит бабушка в салон сотовой связи и говорит молодому менеджеру: «Я хочу купить сотовый телефон, чтобы звонить своим внукам». А менеджер видимо только что  прошел курсы по продажам и начинает говорить заученным текстом, который написан в его инструкции: «Бабушка, а вы желаете приобрести смартфон или что-то другое? Вам нужен сенсорный аппарат?»  Бабушка  и слов таких не знает, она говорит: «Милок, мне нужен телефон, внучкам звонить». А менеджер все делает по инструкции: «Вам какие функции нужны? Какой оператор связи, тариф?»  Бабушка начинает медленно двигаться к выходу. Для нее все эти слова непонятны. Я вмешался в эту ситуацию,  подвел эту бабушку к витрине и  сказал продавцу: «Молодой человек, вы просто дайте бабушке то, что она вам покажет». Нам кажется, что мы просто покупаем телефон, но на самом деле вместе с ним мы покупаем  много другого,  нам пока неизвестного. Потом нам нужно будет выбирать сотового оператора, тарифный план, учесть роуминг, подключить новые функции. Нам нужно будет во многом разобраться, многое понять. А ведь мы всего лишь хотели просто звонить своим родным и близким. Когда мы покупаем компьютер, происходит то же самое. Нужно установить программы, разные опции, разобраться во многом. Оказывается,  с этими покупками открывается новый мир. Если мы покупаем подержанную машину, то нужно знать телефон хорошего автосервиса. Вместе с автомобилем в нашу жизнь также входит новый мир: нужно иметь зимние и летние шины, производить замену масла, менять фильтры. А ведь мы просто хотели ездить на этой машине на работу. Есть такая шутка: один человек спрашивает другого: «Ты зачем купил машину?»  Тот отвечает: «А на чем же я буду ездить за запчастями?» Эти примеры касаются материального мира, но то же происходит и в других сферах  жизни. Когда создаем семью, то целый новый мир входит в нашу жизнь. Мужчина женится на одной женщине, а ему в придачу дают еще и другую – тещу. Когда рождаются дети, начинаются новые радости, сложности, а иногда и проблемы. К детям нужно вставать по ночам, покупать памперсы, еду и одежду. Они все ломают, рисуют на обоях, не слушаются. 

Соломон, наблюдая за жизнью человека, увидел особенность, что всех людей можно поделить на две группы. Есть люди, которые живут по такому принципу: как бы чего не вышло. Для них, если нет волов, то и ясли пусты, то есть, нет никаких забот:  не надо ходить на сенокос, чтобы заготавливать для них сено, не надо рано вставать, поздно ложиться, думать о том, что будут кушать эти волы, что потом делать с навозом. У каждой семьи есть свой «навоз», который не хочется никому показывать. То есть, за каждым делом есть оборотная сторона. Некоторые люди принимают такое решение: «Я ничего не буду делать в своей жизни, чтобы ничего плохого не произошло». Есть христиане, которые подобно относятся к служению Богу. Они думают: «Да зачем это мне? Зачем раньше приходить, что-то делать? Я буду простым прихожанином. Буду просто приходить в воскресенье, и все». Это, как подводная лодка, которая всплыла, а  потом опять опустилась на дно. Они думают: «Лишь бы ничего не произошло, лишь бы меня не втянули в какую-нибудь миссионерскую команду. Есть служители, пусть они и служат. А я хочу в воскресенье поспать, ночью не вставать на молитву. У меня свой распорядок жизни, свои дела». Они думают: «Только скажи букву «А», а на тебя уже повесят «Б», «В» и т.д. Нет, мне это не надо». Мне это представляется так: церковь едет в большом автобусе, пастор сидит за рулем, а многие сидят сзади с чипсами и кока-колой и на поворотах говорят: «Пастор, осторожней рули. Не дрова везешь». Но так не бывает!  Каждый из нас решает свой индивидуальный вопрос перед Богом. Я верю, что здесь находятся другие христиане, о которых сказано: «Много прибыли от силы волов». Служение Богу – это трудное, но благословенное дело. Это - благословение, когда через тебя начинает действовать Господь. Тогда ты смотришь не на навоз, а на прибыль, которую приносят волы. Ты видишь, как через тебя начинает действовать Господь и  Дух Святой. Он берет твои уста, наполняет их, и где-то в деревне какой-то человек приходит к Богу от твоего слова. Когда это происходит, ты ликуешь, да, пришлось проехать сотню километров, потратиться на бензин, но есть спасенная душа. Приходит неизмеримая радость, потому что ты видишь прибыль для Царства Божьего.

Некоторые видят в семейной жизни только «навоз». Они думают: «Зачем жениться? Там же столько проблем, трудностей и ответственности». Если вы так думаете, значит, что-то произошло с вашими духовными глазами, так как  Писание говорит: «Имение от родителей, а жена от Господа». Почему люди не хотят рождать детей? Они говорят: «Зачем плодить нищету?»  Если мы видим от детей только проблемы: разрисованные обои, грязные памперсы, бессонные ночи, значит, что-то не так с нашими глазами. Библия говорит, что дети – это награда от Господа. Нам нужна Божья глазная мазь, чтобы увидеть другое, другую сторону. Я желаю, чтобы церковь смотрела на прибыль от Господа,  чтобы вы не смотрели на трудности, потому что они всегда останавливают. Но когда мы будем смотреть на прибыль Царства Божьего, тогда мы преодолеем любые трудности. Тогда мы встанем и пойдем, чтобы выполнить то, что поручил нам Господь. Аминь. Не бойтесь трудностей, идите вперед! Господь вас благословит,  и вы увидите, как Он будет брать вас в Свою руку и использовать там, где вы будете пригодны Ему.

Прочитаем Первое Послание  Тимофею, 4 главу, 6-16 стихи: «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Здесь употребляется слово «успех». Это библейское слово. Есть разница в том,  как мир предлагает нам добиваться успеха и как добиваться успеха в Господе. Мир предлагает нам работать локтями, жить по принципу: «цель оправдывает средства». Библия предлагает другой вариант, Иисус Христос пошел совершенно другим путем: «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7-9). Писание говорит нам, чтобы мы смирились под крепкую руку Бога. То есть Божий успех приходит не тогда, когда мы гоняемся за успехом, а тогда,   когда мы смиряемся перед Богом, подчиняемся Его воле. Мы никогда не сможем построить отношения с Богом на наших условиях. Нельзя сказать: «Господь! Я все понимаю, но я сам буду определять, как мы с Тобой будем дружить».  Нужно смириться перед Богом. Нужно искать Царство Божье и правду Его, тогда все иное приложится. Так говорил Иисус Христос. Успех – это то, что прилагается к правильной жизни. Никогда не бегайте за успехом, идите за Господом, а успех сам придет в вашу жизнь. Именно такой принцип предлагает Библия. Не бойтесь слова «успех». Я знаю, что в некоторых церквях говорят, что стремление к успеху – это мирское. Нет, успех – это нормальное явление, но он должен приходить от Господа. В этом вопросе мы должны занимать правильное положение перед Богом. 

Итак,  мы говорим о дисциплине. Тот библейский отрывок, который мы прочитали в Первом Послании Тимофею, можно озаглавить, как наставление о дисциплине.  Умудренный опытом Апостол Павел в своем пасторском Послании пишет молодому служителю Тимофею об определенных истинах. Я считаю, что мы должны прислушаться к тому, что говорит Апостол Павел, чтобы настроить свою жизнь на правильный лад, чтобы прийти туда, куда мы хотим. 

Жизнь устроена определенным образом, что имеет свою правду. Первое: очень часто нам, христианам, приходится идти к достижению целей тем путем, который нам совершенно не нравится. Например, нам хочется быть сильными молитвенниками или проповедниками, чтобы наши слова имели силу, вторгались в духовный мир, чтобы падали оковы, чтобы через нас действовал Святой Дух. Многие христиане мечтают об этом, многие молодые люди мечтают быть успешными миссионерами. Но чтобы достичь этого, нужно идти очень сложным и трудным путем, который не всегда нам нравится. Некоторые хотят стать олимпийскими чемпионами, но не всем хочется каждый день работать над своим телом, тренироваться и превозмогать себя. А сразу, без труда и усилий  стать олимпийским чемпионом невозможно. Один молодой человек как-то посмотрел служение проповедника Рейнхарда Бонке в Африке. Он увидел силу Божью,  потому что много людей приходит к вере и покаянию. После этого он пришел ко мне и говорит: «Пастор, что мне сделать, чтобы стать таким же миссионером и евангелистом, чтобы после моей проповеди каялись миллионы людей?» Я ему ответил: «Садись и записывай. Чтобы стать великим проповедником, нужно следующее. Первое: в нашей церкви 400-500 прихожан, ты приходишь в воскресенье и встаешь у дверей, чтобы приветствовать каждого человека, который приходит на служение. Ты говоришь им: «Дорогой брат, дорогая сестра! Сегодня Господь хочет сказать тебе что-то важное. Будь внимателен к словам Господа, потому что Его слова не бывают тщетны!»  Ты должен каждый раз так говорить каждому члену церкви, и потихоньку научишься проповедовать. Второе: начни проповедовать своим соседям, друзьям, родным. Третье: тебе нужно пойти учиться в библейскую школу, много молиться.  Четвертое: начни служить тем людям, которые уже в призвании. Будь рядом с этими людьми, смотри, наблюдай их принципы жизни, приобретай характер Христов для своей жизни. И может быть,  лет через  тридцать ты сможешь стать  таким же, как Рейнхард Бонке». Этот молодой человек посмотрел  на меня удивленно и спросил: «А быстрее нельзя?»  Я ответил: «Быстрее  не получается». Очень часто к тем целям, которые нам нравятся, приходится идти путем, который совершенно не нравится. Многие люди разбились в своей жизни только потому, что имели какую-то мечту, призвание, но   не делали ничего, чтобы достичь  этого призвания. Они так и остались просто мечтателями. Кто-то сказал: «Кладбище – это самое богатое место в мире, потому что там лежит много несостоявшихся пасторов, миссионеров и других людей, которые мечтали о многом, но не позаботились, чтобы войти в свою мечту». 

Дисциплина является решающим фактором в любой сфере деятельности. Апостол Павел призывает Тимофея, чтобы он развивал свое дарование. Оказывается, мало иметь дарование, нужно еще развивать его. Писание говорит: «Ревнуйте о дарах духовных». Мы молимся об этом, но многие люди так и остаются со своими не до конца развитыми дарованиями. Почему? Потому что в их жизни нет дисциплины. Давайте рассмотрим сферу музыки и пения. Я увидел, как брат играет на инструменте без нот, схватывает мелодию на лету. Это либо профессионал, который много учился, либо талантливый и усердный самоучка. Я знаю одно: чтобы так хорошо играть без нот, нужно было многие годы, дни и часы сидеть и тренироваться. Мой сын, которому сейчас уже 19 лет,  пошел учиться в музыкальную школу. Я сам плохо разбираюсь в музыке, не знаю ноты, понимаю только, что где-то нужно петь повыше, а где-то – пониже. А мой сын имеет музыкальный слух, учился музыке профессионально и хорошо окончил музыкальную школу. И вот когда он пошел учиться, то каждый день играл гаммы. Эти гаммы выучили мы все, их выучили наши соседи, мне казалось, что я ночью мог вспомнить эти гаммы. Да, это надоедает, но без этого невозможно стать музыкантом. Сегодня мой сын играет в прославлении на клавишных инструментах. Если взять сферу спорта, то там происходит то же самое. Даже очень одаренному физически человеку нужно тренироваться. Если  не будет себя дисциплинировать, он никогда не достигнет хорошего результата. Я помню, что у меня в детстве и юности  совершенно не было летних каникул, потому что каждый день  летом у меня была зарядка и две тренировки. Каждое лето два месяца я был в спортивном лагере. В то время, когда мои сверстники купались в речке, ездили на велосипеде, мне нужно было бегать кросс и заниматься. Невозможно добиться результатов, если человек себя не дисциплинирует. А разве в учебе не нужна дисциплина? Многие талантливые люди не смогли окончить институты и другие учебные заведения только потому, что не могли себя дисциплинировать. Вместо того чтобы заниматься, они гуляли и развлекались.

Иногда бывая заграницей, я обратил внимание на то, как одевается молодежь. В Америке увидел молодого человека -  у него козырек кепки повернут назад, штаны приспущены так, что он еле идет, шнурки на обуви развязаны, футболка больше на пять размеров. Он идет по улице и думает, что очень красив. Но я точно знаю: если он попадет в американскую армию,   у него и козырек будет на месте, и штаны будут препоясаны, и шнурки завязаны. Почему? Потому что каждый понимает, что боеспособность армии зависит от дисциплины. А мы с вами – армия Иисуса Христа,  и для нас дисциплина должна стоять на первом месте. 

Я хочу поговорить о практических шагах, которые мы должны делать каждый день, чтобы дисциплинировать себя и развить тот дар, который дал нам Бог. Я хочу дать три направления, которые входят в понятие духовной дисциплины. Прочитаем 6 стих: «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал».  Итак, первое направление – это питание. Сегодня мы живем во времени, называемом временем потребления. Все направлено на потребление, чтобы человек больше покупал, имел разные развлечения, пользовался сферами услуг. Мне кажется, что сегодня мы относимся к еде совершенно не так, как относились к ней 20-30 лет назад. Произошли какие-то перемены. Сегодня, приходя в магазин, мы очень тщательно смотрим на производителя товара, срок его годности. Мы знаем, какую колбасу можно брать, а какую лучше не брать. Мы довольно щепетильно относимся к составу и ингредиентам товара. Когда мы едем на поезде, то опыт подсказывает нам, что не надо брать винегрет на станции, потому что могут быть проблемы. Мы знаем, в каких ресторанах и кафе можно пообедать, а в какие, даже испытывая сильный голод, лучше не ходить. В физическом смысле мы научились фильтровать хорошее и плохое. Сегодня на рынке существует такое словосочетание: «Экологически чистый продукт». Даже если это не очень вкусно, мы все равно едим и радуемся. Почему? Потому что питание для человека – это важная функция. Один философ сказал: «Человек есть то, что он ест». Это и в прямом, и в переносном смысле. Та пища, которую мы съедаем, расщепляется на микроэлементы, расходится по нашему телу и формирует его. Апостол Павел говорит о  духовном питании человека, где происходят такие же процессы. Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно». Оказывается, не все, что мы впускаем в себя, полезно для нас. Мы впускаем в себя духовное питание через глаза и уши, получая определенную информацию. Мы обращаемся к различным источникам, которые питают и формируют нас духовно. Если поговорить один день с пессимистом, у которого все плохо и ужасно, то это состояние в какой-то мере наполнит и нас. Пять дней назад я был в Туле, куда полгода назад приехали миссионеры из Белоруссии. Мы разговаривали и коснулись темы кризиса. Эти миссионеры сказали: «А у нас телевизора нет, поэтому и кризиса тоже нет».  Оказывается, общение с пессимистами, которые считают, что вокруг все плохо: люди злые, улицы грязные, реки зимой замерзают, ты тоже невольно  погружаешься в это, начинаешь смотреть на мир по-другому. А представьте, если такой человек начнет вам что-то говорить о других людях: «Этот брат такой, эта сестра такая, этот не так поет, баннер на стене непонятный». После общения с таким человеком ты тоже начинаешь мыслить  по-другому, это начинает тебя формировать. Апостол Павел говорит: «Ты будешь добрым служителем, если будешь питаться словами веры и доброго учения». Это именно те «витамины» и тот «хлеб», которые необходимы каждому из нас. Сегодня многие люди находятся в определенной иллюзии, говоря: «Христианину можно все. Можно целый день смотреть сериалы, спортивные программы. Самое главное – в воскресный день прийти в церковь на служение, уделить Господу 2-3 часа. Мы помолимся, свяжем всех духов». Но чаще всего при таком подходе ничего не происходит. Почему? Потому что человек питается одной «пищей», а повлиять старается на другой мир.

В 19 главе Деяний Святых Апостолов мы читаем о семи сыновьях первосвященника Скевы.  В то время первосвященник был очень уважаемым человеком, в религиозной иерархии иудаизма  выше него стоял только Бог. Семь сыновей первосвященника, которые выросли  в храме, хорошо понимали, что такое религиозный мир,  увидели, что у Апостола Павла есть успех, и решили тоже проповедовать и изгонять духов. Они нашли одного одержимого человека и начали изгонять из него беса именем Иисуса Христа. Заметьте, что они изгоняли бесов именем Господа, а не какого-нибудь идола, но ничего не получилось. Мы считаем, что сказать: «Во имя Иисуса Христа» - это самое важное и главное. А то, какое наше духовное состояние, какое наше сердце – это не важно. Сыновья первосвященника Скевы также использовали имя Иисуса. Но была одна проблема – у них не было личных отношений с Господом. Они не питались словами веры, не обогащались духовно, не познавали Бога. Они использовали имя Иисуса Христа, как заклинание. И сегодня есть такие верующие, которые всю неделю делают все, что угодно, а в воскресенье приходят на служение и начинают «заклинать» все свои проблемы и ситуации. Бесы смеются над этим: «Вы кто? Иисуса Христа, Апостола Павла мы знаем. А вы кто? Мы никогда не видели вас в тайной комнате. Мы никогда не видели вас изучающими Слово Божье». К сожалению, сегодня много поверхностного христианства. Именно из-за этого снижаются доктрины исцеления. Почему? Потому что люди, совершенно не заботящиеся о духовном питании, вдруг выходят на молитвенные собрания и начинают провозглашать и связывать, возлагать руки и исцелять. Но ничего не происходит. Бесы смеются. Это как будто игра оловянными солдатиками. Там нет никакой силы, потому что нет правильного духовного питания. Пару раз такие христиане «получат по голове» и говорят: «Нет, больше я на духовную войну ходить не буду». Потому что они не возросли во Христе, они в вере еще дети. Павел говорит Тимофею: «Чтобы быть добрым учителем, нужно правильно питаться духовно». 

В питании есть одна особенность -  постоянство. Вы когда-нибудь пробовали в понедельник наесться на всю неделю? Мне кажется, так жить было бы проще. Хозяйки меня поймут. В понедельник настрогали тазик салата, налепили гору пельменей, сварили суп в бочке,    съели все это, помыли посуду, и всю неделю ничего не надо делать. Так нет же, нужно готовить каждый день, да еще несколько раз, нужно купить продукты, приготовить, помыть посуду, вынести мусор. Мы очень много времени посвящаем физическому питанию. Кажется, ну почему Бог создал нас такими, что у нас  так много нужд!  Вот Ангелы – это служебные духи, в норковых шубах они не нуждаются. Хочется сказать: «Господи, почему мы такие? Может быть, Тебе нужно было придумать нам два желудка или два горба, чтобы там  запасать еду?»  Но нет, Бог сделал так, чтобы мы нуждались в питании постоянно. Он не просто создал человека с потребностью в пище, Он создал и деревья, и растения,  от которых мы можем есть. Бог не просто создал нас, Он взял наши нужды на Себя, дал нам возможность восполнять их. Каждый раз, когда мы вкушаем пищу, мы благодарим Бога, потому что мы чувствуем Его любовь и заботу. Тем самым связь с Богом постоянна, она не прекращается - Бог восполняет наши нужды, Он заботиться о нас. Хороший пример этому – манна для народа Божьего в пустыне. Можно опять подумать: «Господи, зачем так мучить Свой народ? Зачем нужно было каждое утро вставать до восхода солнца?»  Ведь манна появлялась, как роса. А в пустыне очень большие перепады температуры: ночью – холод, днем – зной. Именно  рано утром  нужно вставать и  собирать манну. Разве нельзя собрать ее в понедельник на всю неделю? Но Бог давал манну на каждый день, ее нельзя было  собрать  впрок, так как там заводились черви. Ее нужно было собирать на каждый день ровно столько, сколько было нужно. Но в пятницу Бог давал возможность набрать манну на два дня, чтобы не нарушать субботу. Удивительно, но она не гнила и не портилась. Почему-то в пятницу черви не заводились, а в другие дни – заводились. Ведь Бог мог бы сделать так, чтобы манна всю неделю была свежей, но зачем-то Он заставлял Свой народ вставать каждое утро и собирать себе пропитание на день. В этом заключается Божий принцип духовного питания - духовное питание необходимо нам постоянно, а не от конференции до конференции, не от воскресного собрания до воскресного собрания. Мы должны каждый день иметь это духовное питание, нужно стряхнуть пыль со своей Библии и каждый день изучать Слово Божье, молиться, встречаться с верующими людьми, чтобы постоянно подпитывать своего внутреннего человека. К сожалению, жизнь некоторых верующих людей похожа на диаграмму синусов и косинусов, на жизнь китайской навигационной машины, которую нужно постоянно заводить, чтобы она ехала, а иначе она остановится. Подобно и жизнь некоторых христиан, которые в воскресенье одухотворенные выходят из молитвенного дома, их сердце ликует, хочется петь. Они садятся в автобус, а там кто-то случайно наступает им на больную мозоль. Они промолчали, но настроение уже не такое одухотворенное. А в понедельник, в день тяжелый, выходят на работу, встречаются со своими сослуживцами, которые говорят о кризисе и проблемах. И вот, где-то к среде, ты чувствуешь, что одухотворенность куда-то делась, а к четвергу многие становятся духовными инвалидами. И  к воскресенью уже нужно, чтобы кто-то «положил нас на носилки и принес на служение», потому что сам ты уже не можешь прийти, ты обессилил, потому что  не было духовного питания.

Во многих церквях прошло такое течение, которое называется «инкаутер». Я не хочу это осуждать, но мне кажется, что в этом некоторые обольстились. Это выездные семинары  на несколько дней в другое место, где люди просто пребывают в слове и молитве. И действительно порой подобные выезды производят гораздо больше работы с сердцем человека, чем месяцы посещения воскресных служений. Но для некоторых эти методы послужили для формирования неправильного отношения. Однажды ко мне подходит одна сестра и говорит: «Пастор, ты меня больше такой не увидишь. Я еду на инкаутер и когда я приеду, ты меня просто не узнаешь». Приезжает обратно и  действительно – другой человек: улыбается, всем уступает место, всех любит. Но это продлилось всего две недели. А потом снова: ругань, битва за места в церкви. Я спросил ее: «Сестра, а где та, которая приехала две недели назад? Ты что-то стала такая же, с которой мы попрощались». Все это потому, что многие христиане стали верить, что по действию одной молитвы все сразу разрешится. Они верят: съездил на инкаутер – вернулся другим человеком. Но если вы каждый день не пребываете в Слове Божьем, не питаетесь словами веры, то не будет силы. Если вы питаетесь духовно только от конференции до конференции, от приезда одного проповедника, до приезда другого, то духовного роста не будет. 

Итак, каждый день нужно иметь духовное питание, чтобы возрастать в вере. Позаботьтесь о духовном питании своего внутреннего человека. Это поможет вам преодолевать трудности и проблемы. Только тогда по вашим молитвам в духовном мире будут происходить события, потому что вы будете сильны духовно.

Второй пункт я бы озаглавил словом «воздержание». Первое Послание Тимофею, 4 глава, 7 стих: «Негодных же и бабьих басен отвращайся». Библия много раз призывает нас воздерживаться. Об этом пишет Петр: «Покажите в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Терпение и воздержание – это очень важные элементы нашей христианской жизни, без которых  мы никогда не придем к совершенству. О чем конкретно в этом месте Апостол Павел говорит Тимофею,  спустя два тысячелетия трудно понять. Скорее всего – это какой-то грех в церкви, связанный с устами. Какая-то неправильная информация,  басни и сплетни распространялись по церкви.  А это, как яд, разлагают церковь  Иисуса Христа. Павел говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). Можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы наша церковь была слабой, нужны бабьи басни и сплетни. Но если мы хотим сделать свою церковь сильной, тогда никакое гнилое слово не должно выходить из наших уст. Мы должны назидать свою церковь добрым словом  для научения в вере. Тело Иисуса Христа очень похоже на наше тело,  попробуйте налить яд себе на палец. Что произойдет? Этот яд очень быстро разойдется по всему телу, и все тело отравится. Также действуют бабьи басни и сплетни в теле Христовом, в церкви. Часто, сплетничая, люди придает этому библейскую окраску: «Мы не сплетни распространяем, мы молитвенными нуждами делимся, чтобы знать, о чем молиться». А на самом деле все эти вещи отравляют нас. Раньше я  это замечал даже за собой. Например, приходит ко мне человек и говорит: «Пастор, я видел ту сестру, как она делала то-то и то-то». После этих слов, действительно, начинаешь смотреть на эту сестру иначе, потому что что-то в тебе происходит от этих слов. Теперь я поступаю по-другому, я говорю такому человеку: «А можно я скажу этой сестре, что это ты мне сказал?»  Человек сразу пугается: «Нет, только не говори ей ничего, это же тайна исповеди». В таких случаях я говорю: «Тогда я в этом вообще не участвую». Библия учит нас: если мы что-то замечаем, то должны пойти и сказать этому брату или сестре. Часто употребляется такое выражение: «Люди говорят, что…». Мы знаем историю   Неемии, когда к нему пришли люди, которые хотели остановить его, и сказали: «Есть слух, что ты хочешь отпасть. Ты восстанавливаешь Иерусалим, чтобы отделиться. Так люди говорят». А Неемия ответил: «Ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Если ты участвуешь в синдроме: «Люди говорят…», значит, это ты выдумал и распространяешь.    Лично я не хочу участвовать в подобном. Нужно делать все во свете Божьем, потому  что если вы хоть немного будете допускать в своей жизни тьму, то там будет действовать дьявол. Поэтому мы должны воздерживать свои уста. Что вдохновляет людей, которые несут басни и сплетни? Реакция человека, когда он  услышал сплетню, -  удивление: «Да ты что?»  А у сплетника большое удовлетворение: «Это я рассказал!» Знаете, Своему народу Господь дал заповедь: «Не произноси имени Бога напрасно». Раньше евреи учили читать  на Священном Писании. Ребенок, читая по слогам, доходя до места, где написано слово «Бог», останавливается, говорит: «Аданай», - и читает дальше. Почему? Потому что слово «Бог». Его имя можно было произносить только в святом святых, чтобы не принижать имя Господа. Они воздерживались, работали со своими устами.

Вообще, воздержание касается многих сфер нашей жизни. Если нет воздержания, то обязательно придет отступничество. Я в своей пасторской практике ни разу не видел, чтобы у человека, у которого в духовной жизни все хорошо, который каждое воскресенье приходит в церковь, молится, читает Библию, однажды  принял такое решение: «Все, я больше не буду ходить в церковь. Я больше не верю, мне не нужны братья и сестры». Такого не бывает! Отступничество всегда начинается с маленьких событий. Первый маленький шаг в отступничестве еще не выглядит, как грех. Человек успокаивает себя: «Это не грех». 

Однажды, когда я был в Америке, после служения ко мне подошли молодые братья и сказали: «Пастор, можно мы пригласим вас на ужин? У нас есть некоторые вопросы». За ужином они спрашивают: «Пастор, а ты тоже считаешь, что играть в казино – это грех?»  Я понял, что если они так задали вопрос, то  уже разговаривали об этом с другими служителями. Обычно в таких ситуациях я становлюсь раввином и отвечаю вопросом на вопрос. Когда Иисуса Христа спросили: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?»,  Он ответил вопросом: «Чье это изображение и надпись?»  И вот я спрашиваю их: «А почему вы задаете этот вопрос?»  Они отвечают: «Наш пастор отстал от жизни, он старомоден, считает, что играть в казино – это грех. А вот где это написано?»  Они начали объяснять, что они неазартные люди, это простое времяпрепровождение, досуг. Они говорили: «Наши отцы рыбаки, вот они - азартные люди. А мы не такие, мы просто приходим к казино. Там хорошая музыка, мы пьем безалкогольные напитки. У нас есть лимит: можно проиграть не больше ста долларов. А где нам еще встречаться и отдыхать? Так можно нам играть в казино?» А это дети служителей. Их отцы дьяконы и пресвитеры, которых я хорошо знаю. Дух Святой наполнил меня, и я сказал: «А вы уже проиграли! Потому что Библия ставит для нас другие жизненные ориентиры». Если мы всё будем измерять категорией «грех» или «не грех», то мы запутаемся. Действительно,  телевизор – это грех или нет? А компьютер? А сотовый телефон? Может быть, Айфон 7 – это грех, а  Айфон 3 – это смирение? Так мы запутаемся. 

Однажды на евангелизации один нетрезвый человек взял меня за грудки и говорит: «Вот, ты все время говоришь: «Не упивайтесь вином! Не упивайтесь вином!»  А я вино не пью, я водку люблю! А где написано, что водку пить нельзя?»  Библия говорит нам о других стандартах. Написано: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»  (Мат. 7:21). Иоанн говорил такие слова: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан.2:17). Наши действия должны определяться  условием,  воля ли это  Божья или нет. Когда я начал объяснять это молодым людям, которые играют в казино, они начали спрашивать: «А как это проверить?»  Я ответил: «Это очень просто. Вы все выросли в воскресной школе, знаете много стихов из Библии наизусть. Ответьте мне честно на   вопрос: Иисус Христос пойдет с вами в казино?»  Они честно сказали: «Нет». Они сами ответили на свой вопрос.

Очень часто то, что мы начинаем делать, сначала не выглядит, как грех. Но оно уже и не выглядит, как воля Божья.  И это начало отступления, и нужно воздерживаться уже здесь,  а не тогда, когда ты уже «разбежался» в этом. Человек отступает от правды, а потом смотришь - у него семья развалилась. Другой думает: «А у меня семья не развалится. Я могу заходить на какие угодно сайты. Это у кого-то печень разложилась, а я могу пить безалкогольное пиво". Как вы думаете, Иисус Христос будет пить безалкогольное пиво? Лично я не могу этого представить.   Нельзя бежать между струйками греха и не попасть под них, потому что нельзя бежать между каплями дождя и не промокнуть. Главное – это воля Божья. 

Есть  такой  вид спорта - прыжки в длину. Спортсмен сначала разбегается,  делает один шаг, потом второй, третий, бежит все быстрее и быстрее, потом отталкивается и прыгает. И вот, когда он летит в прыжке, он уже не может вернуться назад. Так же и с отступничеством: один шаг, второй, третий, а в прыжке вернуться назад невозможно. Многие серьезные служители просто упали, потому что они не воздерживались, потому что нужно было остановиться на первом неправильном шаге. Если вы думаете, что вы остановитесь на любом этапе, то вы ошибаетесь. Многие люди думают так: «Я колюсь, но я не наркоман. Я пью, но я не алкоголик. Я захожу на разные сайты, но я не блудник».  Очень многие люди пребывает в этой иллюзии. Но Библия призывает нас к тому, чтобы мы воздерживались. Мы должны останавливать в себе то, что тянет нас, но не прославляет Господа. Нельзя делать в этом направлении ни одного шага.  

Прочитаем, что Апостол Павел говорит о воздержании. Первое Послание к Коринфянам 9 глава,  24-27 стихи: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Апостол Павел говорит: «Я усмиряю и порабощаю тело мое». Мы должны равняться на него. Ведь Павел имел  сильнейшее Божье откровение. Тело нужно усмирять и порабощать, потому что оно по-другому не понимает. Обратите внимание на 25 стих: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного». Павел использует спортивную терминологию, чтобы объяснить один принцип. Спортсмены, чтобы получить венец или награду, готовы во многом воздерживаться. Я тоже занимался спортом, и могу сказать, что это   трудно. Мой тренер где-то прочитал, что сладкие газированные напитки содержат углекислый газ, а он вреден для организма. Если их пить, то этот углекислый газ попадает в мышцы, и они становятся вялыми и слабыми. Нам запрещалось пить эти напитки, особенно накануне соревнований. В советское время были напитки «Буратино» и «Дюшес», которые продавались в стеклянных пол-литровых бутылках. И вот, идешь после тренировки, а кто-то при тебе начинает пить эту газировку. Слюни текут, а тебе нельзя, и ты воздерживаешься. Павел говорит о  нетленном венце, который мы надеемся получить от Господа. Есть ли у вас список, от чего вы воздерживаетесь ради Господа? В этом списке должны быть не пункты: «Я не пью кофе, или  кока-колу», а гораздо более серьезные вещи.  В этом списке должно быть то, что удерживает вас в отношениях с Господом, например, запинающий грех. 

После армии я работал на железной дороге до 1998 года. Железная дорога – это уникальное место. Если ты что-то не принес с работы  домой, то это все равно, что ты пришел домой обворованный. Поэтому всегда нужно принести домой хоть досочку. Один человек хвастался мне: «Да я ни одного гвоздя в жизни не купил». Но когда ты приходишь к Богу, в твоей жизни все должно поменяться. Есть заповедь: «Не кради». И ты не просто должен удерживаться от воровства, а даже и не помышлять, чтобы взять что-то чужое. Грех нужно победить внутри себя.  Когда ты смотришь на что-то с вожделением, уже происходит зачатие греха. Писание говорит, что именно здесь нужно одержать победу. Это воздержание должно произойти внутри тебя, чтобы ты начал думать по-другому. Нельзя думать так: «Я на этот сайт ненадолго зайду, потому что здесь более менее можно, а на тот не стану заходить, потому что там уж совсем нельзя. Я немного выпью безалкогольное пиво». Более-менее – это не вариант для христианина. Не давайте границам быть размытыми, иначе вы утонете.  

Чаще всего люди тонут в океане не тогда, когда прыгают с высоких скал, а когда на тихом и красивом пляже они начинают плавать и играть с волнами. Но приходит волна, которая уносит их от берега, и они уже не могут победить сильное течение. Как-то я стоял на высокой скале у берега океана и спросил: «Здесь, наверное, погибло немало людей?» Мне ответили: «Не помним ни одного случая. Но мы можем показать одно место, где гибнут сотни людей каждый сезон». Мы спустились к пляжу, где ровное место, волны океана нежно ласкают ноги, но на этом месте каждый сезон гибнет множество людей. Почему? Потому что здесь люди не чувствуют границ. Там, на скале четко видна граница опасности, а тут граница не видна. Люди начинают играть с океаном, с набегающими волнами. И вот, в какой-то момент волна подхватывает человека и уносит в океан. Если человек не знает, что нужно плыть параллельно берегу, а  в панике начинает грести на берег, теряет силы в этой неравной борьбе и погибает. 

Когда нет духовных границ, нет воздержания, можно погибнуть. Сегодня многие верующие говорят: «А зачем воздерживаться? Нам Господь дал свободу». Мы сегодня так много говорим о любви Божьей, что потеряли страх Божий, перестали бояться греха. Однажды  в последний день молодежного лагеря мы развели большой костер и до двух часов ночи прославляли Господа. Потом молодежь решила поиграть. Игра заключалась в том, кто сможет ближе подойти к костру. И вот, нашелся самый смелый, который  ближе всех подошел к этому большому костру, от которого жар стоял на несколько метров. Он кричит: «Я выиграл!» Поворачивается, а у него брови и волосы сгорели. Человек доигрался с огнем. Нужно уметь вовремя остановиться. Самсон тоже доигрался. Ему четко задавали один и тот же вопрос: «Что сделать, чтобы лишить тебя силы?»  А он начал с этим играть и заигрался так, что не смог вовремя остановиться, и это закончилось трагично. Итак, мы нуждаемся в воздержании.

Третий важный пункт – это развитие. В Первом Послании Тимофею, в 4 главе, в 7 стихе, написано: «Упражняй себя в благочестии». Далее Апостол Павел перечисляет упражнения, которые способствуют этому: «Проповедуй и учи. Будь образцом для верных. Занимайся чтением, наставлением, учением. Не нерадей о пребывающем в тебе даровании. О сем заботься, в сем пребывай. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». Рост – это также важный момент в духовной дисциплине. Важно не только питаться и воздерживаться, но и духовно расти. Некоторые только воздерживаются,  живут по принципу: лишь бы ничего не произошло.  Они ничего не делают, потому что боятся брать на себя ответственность. Но Писание говорит, что нужно трудиться и развиваться, нужно распространять Царство Божье, развивать свои дарования. Вы упражняете себя в благочестии? Церковь должна делать это постоянно. Иногда мы пользуемся религиозным языком, а сами не знаем, что означают эти слова. Произнося слово «благочестие», мы представляем себе что-то непорочное, чистое, вспоминаем Иакова. Результатом благочестия всегда становятся какие-то благие действия. А что такое благочестие само по себе? В чем я должен упражняться, чтобы достичь благочестия? Что я должен делать? На греческом языке слово «благочестие» звучит как «евсевия», что означает «почитание». В этом контексте благочестие – это Богопочитание. Есть противоположное по значению слово: «нечестие». В Библии мы часто встречаем такое словосочетание: «нечестивый человек». Нечестивый человек – это тот, кто не почитает Бога, не ставит Его на первое место. Павел пребывает в благочестии и делает его основанием христианского развития. В современном переводе слово «евсевия» переведено, как «богопочитание». Я считаю, что это более точное значение. Мы должны упражнять себя в богопочитании. Что это значит для нас, живущих в XXI веке? Чем отличается рожденный свыше человек от нерожденного свыше? Для рожденного свыше человека Иисус Христос становится Личностью номер один. Такого человека не надо упрашивать, напоминать, он все в своей жизни начинает соизмерять со Христом. Чем больше он находится в послушании Богу, тем больше он возрастает духовно. У нас, христиан,  есть религиозный термин «духовный рост». Чтобы проверить, вырос ты духовно или нет, нужно задать себе вопрос: «Сегодня я слушаюсь Бога и Его Слово  больше, чем год назад, или нет?» Это показатель духовного роста. Если Писание говорит: «Прощайте!», значит, вы должны принять это   и начать прощать. Иисус в конце Своей Нагорной проповеди рассказывает притчу о двух домах, один из которых построен на камне, а другой на песке. Часто мы, верующие, считаем, что наши дома построены на камне, а неверующие строят свои дома на песке. На самом деле, мы  должны обратить внимание на одну важную деталь: «один слушает и исполняет, а другой слушает и не исполняет». То есть, и тот и другой человек находятся в церкви. А значит,  это у нас в церкви  у кого-то дом построен на камне, а у кого-то – на песке. Один слушает, что нужно проповедовать Евангелие, и говорит: «Нужно идти и проповедовать, я пойду». А другой говорит: «Да, Слово Божье это говорит, но я должен заниматься другими делами». Значит, дом этого человека построен на песке. Чем больше мы слушаемся Слова Божьего, тем больше мы подчиняемся Богу. Иисус Христос показал нам пример в этом. Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Представьте, что было бы, если бы Бог ответил на эту первую часть  молитвы. Но есть вторая часть молитвы Иисуса: «…Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Есть наша, человеческая воля, есть наши желания и стремления, мы сами принимаем решение, что нам делать, где учиться, где жить. Но важно помнить, что есть воля Божья. Чем больше человек откладывает свою волю и принимает волю Божью в свою жизнь, тем больше он возрастает духовно, тем больше он упражняет себя в благочестии. И тренировка в благочестии – это процесс всей нашей жизни, в этом невозможно переусердствовать. Рожденный свыше человек всегда ищет воли Божьей. Есть много людей, которые поступают наоборот.  Как-то ко мне пришел один бизнесмен и говорит: «Пастор, помолись обо мне. Я взял кредиты, хотел запустить линию производства, но грянул кризис. Сейчас кредиторы требуют деньги. Помолись, чтобы Бог благословил». Я ответил: «Я обязательно помолюсь. Но мне кажется, что в твоей жизни происходит что-то не так. Почему ты сначала не вопросил воли Господа, прежде чем  брать кредит?»  Мы часто думаем, что можем делать все, что угодно, начинать какое-то дело, а потом молиться: «Господи! Благослови! Я Твое дитя, Ты обещал благословлять». Почему мы хотим, чтобы Бог выполнял нашу волю? Почему не стараемся познать Его волю? 

Итак, нам, христианам, важно упражняться в благочестии и богопочитании. Нужно, чтобы мы все больше умалялись, а Бог все больше возрастал в нашей жизни. Уже не я живу, но живет во мне Христос, я куплен драгоценной Кровью Агнца. Поэтому в жизни мы  должны исполнять Его мысли, а не свои. Конечно, хорошо быть бизнесменом, но если Бог призвал к служению, то нужно повиноваться Ему, чтобы не обмануться и не разочароваться. Я видел много разочарованных людей, потому что они не вошли в свое призвание. Они утром ходят на работу, которая им неинтересна. Они так и будут всю жизнь играть чужую роль, потому что не вошли в свое призвание. А Бог всегда нуждается в делателях. Где они? Где их взять? Мы молимся: «Господи! Вышли делателей!» То есть, пусть трудятся для Бога все,  кто угодно, только не мы. В городе Набережные Челны есть люди, на которых Бог возлагает ответственность за этот город, за Татарстан, за развитие церкви. Поэтому мы должны упражнять себя в благочестии и богопочитании. 

Итак, я  хочу, чтобы мы вынесли три идеи, которые  входят в понятие духовной дисциплины. Первое – это духовное питание. Нам важно питаться правильными вещами, добрым учением, словами веры. Это витамины для нашей духовной жизни. Есть авитаминоз физический, когда обостряются человеческие болезни. А есть авитаминоз духовный.  Мы должны регулярно получать с неба  духовные витамины. Второе – это воздержание. Это очень емкое понятие, которое входит в духовную дисциплину. Воздерживайтесь от того, что не прославляет Христа в вашей жизни, соизмеряйте все с Божьей волей. Третье – это развитие. То есть постоянная работа над своим характером. Если ты крал, то сейчас не кради и зарабатывай своими руками. Если ты часто обижался, то научись прощать. Проси Бога, чтобы Он дал тебе силу для этого. Если ты был жадным, то научись жертвовать. Мы должны понимать, что даже через финансы Бог формирует наш характер. Когда мы зарабатываем, жертвуем, мы формируем свой характер. Развивайте свои дарования. Мы прочитали: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден». Это все является нашим христианским трудом. Аминь!

Проповедь Андрея Валентиновича Бердышева на воскресном Богослужении в церкви «Дом Евангелия», г. Набережные Челны, 07.02.16 г.