Василий Евчик. Закваска

Печать

Прочитаем Евангелие от Марка, 8 главу, стихи 10-21: «И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?» 

Тема моей проповеди: «Закваска». Хочу обратить внимание на главное, о чем говорит 15 стих: «А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Первое: Он «заповедал»; второе – сказал: «Смотрите»; третье - сказал: «Берегитесь». Закваска бывает разная: положительная и отрицательная. Под словом «закваска» мы можем подразумевать многое. Мы прочитали, что Иисус вошел в лодку со Своими учениками. На берегу Его встретили фарисеи и начали спорить с Ним и требовать знамений, искушая Его. Мы знаем, что Иисуса слушали тысячи людей, у которых была жажда по слову Божьему. А это был совершенно другой момент. Люди, которые знали закон Божий и учили народ, начали спорить с Сыном Божьим. У них был совершенно другой мотив встречи с Иисусом Христом. 

А какой мотив имеете вы, когда приходите в церковь для встречи с Господом? Какой страстью вы наполнены? Есть страсть по Богу и святости и есть  страсть к греху и любопрениям. Мы читаем, что фарисеи начали спорить с Иисусом, даже требовали от Него знамений. Они искушали Иисуса, это было их главной целью. Когда мы приходим в церковь, на то место, где присутствует Бог, где Ему служат и поклоняются, мы часто пытаемся навязать свое мнение, свой подход и взгляд,  свое понимание. Но когда ты встречаешься с Иисусом, когда  находишься в церкви Божьей, важно предстоять перед Богом в смирении и святости. Мы читаем, что фарисеи не просто просили Иисуса, а требовали от Него знамений. И сегодня есть люди, которые так же требуют знамений: материального благополучия, здоровья, авторитета, влияния. Какова ваша цель и каков  ваш мотив, когда вы приходите в церковь Божью? Может быть, вы просто искушаете себя и других? Может быть, требуете каких-то знамений? Может быть, просто спорите? 

В 12 стихе написано: «И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение». Иисусу было сложно общаться с людьми, которые имели неправильные цели и мотивы. Иисус с учениками  и эти фарисеи имели разные цели и мотивы. Иисус оставил этих людей, сел в лодку и отправился на другую сторону. Это очень печальная картина. Порой  мы пытаемся навязать Богу свои условия или свою игру. Мы имеем свое понимание процессов, происходящих в мире, в семье, в доме, на работе. У нас есть свое представление, и мы хотим объяснить Богу наше понимание, как мы видим. Я хочу отметить один важный момент: написано, что Иисус глубоко вздохнул. Это очень плохо, когда Тот, от Которого мы получаем благословение, вздыхает. 

Прочитаем, что Библия говорит о служителях.  Первое Послание Петра, 5 глава, стихи 1-7: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Это слово в первую очередь для пастырей и служителей, которых поставил Бог. Написано: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно». Надзирать за тем «стадом», которое дано, и не потому, что заставили, а охотно и богоугодно. Мотивом и целью этого должны быть не гнусная корысть, а усердие в деле Божьем. Написано: «…и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Я думаю, лучший пример  на строительстве – это когда будут работать пастыри. Мы не должны считать унижением работу на строительстве Дома Евангелия. И это нужно делать охотно, а не потому, что сказал старший пастор. Мы прочитали: «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». Это и есть то,  ради чего надо работать и над чем трудиться. Сегодня мы стараемся работать, чтобы достигнуть какого-то статуса и положения. Но Бог готовит венец славы тем, кто служит. 

Прочитаем еще раз 5-7 стихи: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Порой нам не нравится и не хочется повиноваться, нам хочется делать по-другому, но написано: «повинуйтесь». Это вопрос нашего смирения. Нам кажется, что мы все знаем и понимаем. А насколько мы готовы подчинить себя? Может быть, нам не нравится пастырь и его взгляды, его характер. Но он такой, как есть, его дал Бог. На пастыре лежит большая ответственность перед Богом за служение Церкви. 

Итак, мы прочитали, что Иисус глубоко вздохнул и сказал: «Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение». Самое печальное в этой истории то, что Иисус оставил их, сел в лодку и отправился на другую сторону. Сестры, братья, порой мы думаем, что мы незаменимы, что мы самые правильные и лучшие. Но Иисус развернул Свою лодку и уплыл. Есть время, когда Бог стучит в наше сердце, когда Бог посещает Церковь, когда Дух Святой двигается. Насколько ваше сердце способно слышать этот голос Божий? Или,  может быть, вы побыли на служении и ушли такими же духовно пустыми, загруженными своими проблемами, какими и пришли?

Иисус, общаясь со Своими учениками, сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Закваска фарисейская – это религиозная, духовная  закваска. Порой те люди, которые давно ходят в церковь, являются молитвенниками и проповедниками,  превозносятся над другими, пытаются подчеркнуть свое превосходство. Они могут говорить: «Я из верующей семьи, у меня все правильно, я знаю лучше». Этим превосходством они пытаются диктовать, но это отталкивает людей от Бога. Закваска Иродова – это погоня за ценностями этого мира и подражание ему. Это погоня за тем, чтобы быть первым, погоня за славой, уважением, почитанием и превосходством над другими. Иисус предостерегал  Своих учеников от  этих заквасок. Дорогая церковь, с кем мы общаемся, от тех мы и заквашиваемся. Библия говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Если вы общаетесь с людьми, которые бунтуют, недовольны, вы будете заквашены тем же. Это дело времени. Если вы общаетесь с теми людьми, которые почитают родителей, руководство и своих ближних, у кого есть культура и воспитание, вы тоже будете стремиться быть такими. Эти две закваски глубоко отрицательные и негативно влияют на жизнь и судьбу человека. Под закваской можно понимать  и финансы, и бизнес, и работу, и служение. Обратите внимание, что Иисус говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?»  Иисус удивляется тому, что ученики не видят и не понимают этого.

Прочитаем Евангелие от Луки, 15 главу, 11-19 стихи: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»

Что произошло с младшим сыном? Влияние других людей и этого мира воздействовали на него. Он был законным сыном, он имел право на это наследство, но у отца были совершенно другие ценности. Почему он потребовал свое наследство? Почему он ушел от отца? Закваска этого мира, друзья и окружающие подтолкнули его к этому шагу. Возможно, это влияние происходило каждый день, и, наконец, у него созрело это решение. Закваска начала бурлить в нем: во-первых, он начал игнорировать отца, во-вторых, он не хотел общаться с отцом, жить рядом с ним. Он считал, что где-то там есть свобода и он может обойтись без отца. Эта закваска произвела внутреннюю реакцию и побудила его к определенным действиям. Мы видим, что это привело к негативному результату: сын ушел от отца. Те, кто заквашивал его, начали праздновать свою победу. 

Те люди, которые заквашивают, говорят негативное, будут рядом с тобой только тогда, когда у тебя все хорошо. А когда начнется нужда, духовный или физический кризис, их не будет рядом, они бросят, предадут. Это те, кто настраивает против отца, семьи, церкви, пастыря, церковного хора, против братьев и сестер. Каждый раз, капля за каплей, они добивают и так неустоявшуюся душу. Порой мы не замечаем  семя, которое сеем. Порой наш ропот и недовольство очень негативно влияют на других людей, и потом происходит действие и определенные шаги. 

В Библии написано, что этот блудный сын пришел в себя. Это значит, что до этого он был вне себя,  жил чужим разумом и мнением, чужим авторитетом и ценностями. Когда  пришел в себя, он  сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою». Его слова говорят о том, что он все делал сознательно. Он признал, что согрешил против неба, то есть против Бога. Прежде чем он согрешил перед своим отцом, он согрешил перед Богом. Почему? Потому что закон Божий говорит: почитай отца и мать, и будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Он игнорировал эту заповедь. Прежде чем дети начинают игнорировать своих родителей, а родители – своих детей, мужья и жены - друг друга, эти люди сначала игнорируют Бога. Этот блудный сын осознал, что он грешник. Он сказал: «Я не могу рассчитывать на то, чтобы быть сыном для отца своего, я стану его наемником». 

Прочитаем дальше Евангелие от Луки, 15 главу, стихи 25-32: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

Оказывается, есть скрытая закваска. Открытая закваска хорошо проявляется в словах и действиях человека. А в сердце старшего брата была скрытая закваска, он носил ее долгие годы. Он все делал правильно, но внутри, в сердце, никогда не был со своим отцом. Может быть, вы служите, молитесь, жертвуете, но самое ценное для каждого из нас – это иметь правильные отношения с Богом, иметь личные отношения с Ним! Не нужно иметь поверхностные отношения с Богом. Он не хочет использовать человека, как леса для строительства, это тоже инструмент, но их выбрасывают после окончания стройки. Бог призвал нас, чтобы мы не были «лесами», использованными инструментами. Каждый из нас является Его сыном и дочерью! Старший и младший сыновья имели наследство от отца своего даже тогда, когда они бросали его, потому что сердце отца было наполнено любовью к ним и сожалением. О младшем сыне отец имел открытое сожаление, а старшему сыну он говорит: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое». Сегодня я хочу обратиться к тем, кто служит в хоре, в молитвенном служении. Как мы это делаем? Ради кого и чего мы это делаем? Может быть, внешне все выглядит нормально, а внутри вас распирает закваска обиды, горечи, клеветы. Может быть, ваше сердце не находится в глубоком смирении, оно в скрытом бунте, но придет время, определенные обстоятельства, и все это выйдет наружу.

Прочитаем Послание к Галатам, 5 главу, стихи 1, 7-9: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… 7  Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто». Апостол Павел не узнал церковь. Ему говорили: «Кто ты такой? Мы теперь видим и понимаем по-другому. Мы имеем свои откровения, теперь Бог говорит и с нами». Апостол Павел отвечает: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?... Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто». Порой  негативная информация, злословие или клевета, неправильные отношения очень сильно влияют на других людей. Это закрывает наши сердца от служения Богу, от посещения церкви, от познания Бога. Далее в 10-12 стихах Павел пишет: «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!» Им все не нравилось, им подавай чудеса. Возмущающие, которые заквашивают, сеют семя раздора между братьями и сестрами, понесут на себе осуждение. Какими бы сильными и твердыми духовно  ни были, мы порой подвергаемся влиянию неправильной информации.

Прочитаем Евангелие от Луки, 23 главу, стихи 6-12: «Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом»

Закваска Иродова, в чем суть самой проблемы? Если мы глубже посмотрим на историю жизни самого Ирода, то увидим, что его судьба закончилась трагически, его съели черви. Ироду представилась возможность встретиться с Иисусом Христом, но не поиграть и уничижить Его, а поговорить с Ним, не требовать чуда, а просить у Него милости.

Когда в жизни человека происходит встреча с Иисусом, с Его Церковью, люди по-разному могут отнестись к этому: они могут принять или отвергнуть, могут требовать от церкви чудес и привилегий, как этого требовал Ирод. Когда Ирод не получил чуда, он начал издеваться над Иисусом, насмехаться над Ним. Почему Иисус молчал? А ведь Своим ученикам Он говорил, что есть закваска фарисейская и Иродова.  Иисус имел, что сказать Ироду, Он знал все, но  молчал. Сердце Ирода было неспособно слышать правду. Почему? Потому что Иоанн, бывший Ему свидетелем и душепопечителем, уважаемый Иродом, знавшим, что это человек Божий, был предан Иродом на смерть. В жизни Ирода произошло такое событие, что ему пришлось убить того, кого он любил, почитал и уважал. Черствость его сердца, страх перед мнением людей  заставили Ирода совершить это преступление. Но в этой истории есть другая сторона. Когда мы говорим о закваске Иродовой, мы говорим о  мирском влиянии. Там еще была Иродиада,  манипулировавшая  и управлявшая  Иродом, использовавшая его в своих целях, и она всегда подрывала его авторитет. Есть такие жены и мужья, которые внешне все делают правильно и красиво, но дома втайне   «съедают» своих супругов, манипулируя и играя ими. У Ирода была своя ответственность, он имел власть и право, но Иродиада манипулировала им, чтобы добиться своего. Самое страшное, что ей недостаточно было, чтобы кто-то убил Иоанна Крестителя, она хотела, чтобы это сделал тот, кто любил его, и Ирод сам подписал приговор.

Дорогие, кто для вас Иисус Христос? Что для вас церковь? Кто для вас служители, братья и сестры? Кто для вас муж, жена и дети? Какую закваску   мы им даем? Чему они учатся у нас? Учатся ли они почитать мужа или жену, или они видят постоянную манипуляцию, обман, ложь, противостояние, недовольство, ропот, бунт? Что видят наши дети? Чем заквашиваем мы своих детей? Какое будущее у наших детей? Что мы сеем в их жизнь? Иисус сказал: «Берегитесь закваски фарисейской и Иродовой». Пусть Бог хранит нас, пусть Божья благодать, любовь и милость покроют нас!

Прочитаем Первое Послание Коринфянам, 5 главу, стихи 6-11: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». Здесь Библия говорит о влиянии. И нам нужно пребывать в чистоте и истине. Важно, чтобы мы правильно понимали то, что говорится в Библии о церкви и закваске.  Мы должны поменять ценности этого мира  на ценности Божьи. Старая закваска – это порок и лукавство, это маневрирование между Богом и людьми, между миром и церковью. Нужно заменить эту закваску на опресноки чистоты и истины. Пусть Бог сохранит нас. Пусть наше общение будет с теми людьми, которые ищут Господа, чтобы мы не общались с блудниками, обманщиками, злоречивыми, пьяницами и лихоимцами, с теми, кто считает нормой добрачные отношения. Важно хранить себя до брака, хранить себя в семейной жизни. Важно быть верными и честными в семье, которую дал Бог. Пусть Бог благословит нас!  Аминь.

Проповедь В.И.Евчика на воскресном Богослужении в Церкви «Дом Евангелия», г. Набережные Челны, 28.08.2016  г.